Официальный сайт Администрации Ярославской области

Областной организационный комитет "ПОБЕДА"

| ГЛАВНАЯ | ПИШИТЕ | САЙТ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЯО |
Баннеры
21 апреля 2010 г. Губернатор области Сергей Вахруков вручил юбилейную медаль Герою Советского Союза Василию Андреевичу Попову

Полковник запаса, военный летчик 1 класса и опытный полярный пилот Василий Андреевич Попов по состоянию здоровья не смог прибыть ранее на церемонию вручения медалей ярославским ветеранам, которая состоялась в Губернаторском доме.

Поэтому, сразу после очередного заседания Оргкомитета, где шла речь о готовности региона к празднованию 9 Мая, Губернатор сам приехал к фронтовику. Встреча ветерана Великой Отечественной и руководителя области проходила по-домашнему, тепло и уютно. Гостя встречали чаем и пирогами.

  

Сергей Вахруков отметил боевые и трудовые заслуги хозяина гостеприимного дома – героического защитника неба над Москвой и  Ленинградом, участника беспрецедентных перегонов авиационной техники по ленд-лизу с Аляски в нашу страну, а также высокоширотных полярных экспедиций. Именно Василий Попов впервые в истории совершил посадку истребителя на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана. Губернатор подробно рассказал ветерану, как область готовится к юбилею Победы и 1000-летию Ярославля.

Василий Андреевич вручил губернатору свои стихи и пожелал почётным гостям достойно встретить юбилейные даты 2010 года.

 

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Попов Василий Андреевич – командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитан.

Родился 1 (14) января 1918 года в селе Ивановка ныне Курьинского района Алтайского края. Русский. Окончил школу-семилетку. Работал учётчиком в совхозе, счетоводом на строительстве железной дороги на станции Поспелиха (Алтайский край). С 1936 года учился в Иркутской железнодорожной технической школе. В 1938 году окончил Иркутский аэроклуб.

В армии с ноября 1938 года. До октября 1939 года обучался в Читинской военной авиационной школе лётчиков, в 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 года – лётчик 161-го истребительного авиационного полка (Западный фронт), в сентябре-октябре 1941 – лётчик 187-го истребительного авиационного полка (Западный фронт). 5 октября 1941 года был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте. Несколько дней провёл в госпитале. В октябре 1941-августе 1942 – командир звена 41-го истребительного авиационного полка (ПВО города Москвы и Волховский фронт). В апреле 1942 года был сбит второй раз, спасся на парашюте. Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, битве за Москву и обороне Ленинграда. Совершил 206 боевых вылетов на истребителях И-16, МиГ-3 и Як-1, в 52 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника.

В августе 1942-октябре 1945 – командир звена 2-го авиационного полка 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ. Перегнал с Аляски 256 американских самолётов: истребителей Р-63 «Кингкобра», Р-39 «Аэрокобра», Р-40Е «Киттихаук», Р-47 «Тандерболт» и учебно-тренировочных АТ-6 «Тексан», поставлявшихся в нашу страну по ленд-лизу.

С октября 1945 года служил в строевых частях ВВС (в Группе советских войск в Германии). С марта 1947 года – заместитель командира, с декабря 1948 года – командир авиаэскадрильи 53-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Прибалтийском военном округе).

Весной 1948 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-2». В составе группы из трёх истребителей Ла-11 выполнил перелёт Москва – мыс Шмидта (на Чукотке) дальностью 8.500 километров. Провёл испытания Ла-11 в условиях Крайнего Севера, летая с аэродромов на мысе Шмидта и острова Врангеля. Дважды выполнял посадки на ледовый аэродром в Северном Ледовитом океане, расположенный на 82 градусе 15 минутах северной широты (на расстоянии 1.200 километров от материка). Посадки истребителя на дрейфующие льды были выполнены впервые в истории авиации.

Весной 1949 года участвовал в высокоширотной экспедиции «Север-4». В составе группы из шести Ла-11 выполнил перелёт Москва – остров Диксон дальностью 6.000 километров. Продолжил испытания по боевому применению истребителя Ла-11 в высоких широтах.

За мужество и героизм, проявленные в высокоширотных экспедициях, гвардии капитану Попову Василию Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 декабря 1949 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6991).

В 1951 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы (город Таганрог). Был командиром авиаэскадрильи, помощником командира авиаполка (в Белоруссии и Мурманской области). С января 1954 года служил в морской авиации (на Северном флоте). В 1957 году окончил Курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной академии (Монино). Командовал полком, был заместителем командира авиадивизии в ВВС Северного флота. Освоил реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, Миг-19, Як-25.

С июля 1960 года полковник В.А.Попов – в запасе. Живёт в городе Ярославль. В 1961-1986 годах работал техником, старшим инженером, начальником сектора авиационных шин ОКБ Ярославского шинного завода.

Полковник (1958), военный лётчик 1-го класса. Награждён 2 орденами Ленина (1944, 1949), орденами Красного Знамени (1942), Отечественной войны 1-й степени (1985), 4 орденами Красной Звезды (1941, 1943, 1953, 1955), медалями.

 

Областной организационный комитет "ПОБЕДА"
Версия для печати >> 
© Правительство Ярославской области
Областной организационный комитет "ПОБЕДА"