АС-588/06 от 30.05.06 г.

 

 

 

Руководителям субъектов Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий

по работе с детьми и молодежью

Протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации

Фрадкова М.Е. от 23 января 2006 г.

№ МФ-П16-1пр

 

 

            Во исполнение пункта 2 раздела III протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Фрадкова М.Е. Минобрнауки России с учетом положений Федерального  закона от                31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с  совершенствованием разграничения полномочий» разработаны методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Министерство направляет методические рекомендации для использования в работе.

            Приложение: на 13 л.

А.Г. Свинаренко

 

Возжаева 629-08-62

 

Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью

 

I. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания практической помощи органам местного самоуправления по организации работы с детьми и молодежью  в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»).  

1.2. Местные органы самоуправления  в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью руководствуются:

Конституцией Российской Федерации;

Конвенцией ООН о правах ребенка;

положениями Европейской хартии местного самоуправления (ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни  на  местном и региональном уровне (пересмотренной) (от 21 мая 2003 г.); 

Основными направлениями государственной молодежной политики, (одобрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 года № 5090-1);

Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I «О занятости населения в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральным законом от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ  «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»,

а также уставами (основными законами) и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.3. В соответствии с законодательством  Российской Федерации в Методических рекомендациях приводятся следующие основные понятия:

государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны;

дети - лица до достижения ими возраста 18 лет;

молодежь - граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет;

молодые семьи - семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста;

молодежное общественное объединение - это объединение граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов;

детское общественное объединение, - это объединение граждан, в которое входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности.

            1.4. Мероприятия по осуществлению работы с детьми и молодежью осуществляются во всех муниципальных образованиях: поселении, муниципальном районе и городском округе.

            1.5. Функции по организации мероприятий по работе с детьми рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы управления образованием, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения).

            Функции по организации мероприятий по работе с молодежью рекомендуется осуществлять через отраслевые (функциональные) органы местной администрации (органы по делам молодежи), организационную структуру и штатную численность которых рекомендуется определять в зависимости от численности молодежи, проживающей на территории муниципального образования и степени отдаленности от центра субъекта Российской Федерации (примерная структура  прилагается).

            1.6. Мероприятия по работе с детьми  непосредственно осуществляют образовательные учреждения, учреждения культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания, социальной защиты населения и др.

Мероприятия по работе с молодежью непосредственно осуществляют учреждения органов по делам молодежи во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями.

            1.7. При организации работы с детьми и молодежью рекомендуется привлекать молодежь к формированию и реализации муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью, а также   подпрограмм по работе с детьми и молодежью в соответствующих программах социально-экономического развития муниципальных образований и субъекта Российской Федерации.

 

II. Цели и задачи  

организации  и осуществления мероприятий

по работе с детьми и молодежью

 

            2.1. Цели, задачи, приоритетные направления и основное содержание работы с детьми и молодежью на муниципальном уровне определяются в соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, Федеральной целевой программой «Дети России на 2003-2006 годы», Государственной программой патриотического воспитания граждан в Российской Федерации на 2006-2010 годы, Федеральной целевой программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы», региональными и муниципальными (местными) программами социально-экономического развития.

2.2. Задачами в организации работы в муниципальных образованиях  являются:

с детьми - создание необходимых правовых, социально-экономических, социокультурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав детей, в том числе, находящихся в трудной жизненной  ситуации;

с молодежью - вовлечение молодежи в социальную практику и  информирование о потенциальных возможностях ее развития в регионе и России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

 

III. Приоритетные направления и примерное содержание

организации  и осуществления мероприятий

по работе с детьми и молодежью

 

3.1. При определении функций органов по работе с молодежью и учреждений органов по делам молодежи рекомендуется учитывать следующие примерные направления работы:

3.1.1. Воспитание гражданственности и патриотизма:

организация и проведение массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории России, государственным символам Российской Федерации;

организация и проведение творческих мероприятий с детьми и молодежью, способствующих воспитанию гражданственности и патриотизма (в том числе по техническим, туристским, военно-прикладным  видам спорта, проведение муниципальных этапов оборонно-спортивной игры «Победа», соревнований по программе «Школа безопасности», спартакиад допризывной молодежи);

проведение муниципальных  мероприятий с детским и молодежным активом общественных гражданско-патриотических объединений и иных организаций, работающих с детьми и молодежью, по обмену опытом работы;

организация поисковой работы, деятельности по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.

3.1.2. Поддержка талантливой и способной молодежи, детских и молодежных социальных позитивных инициатив:

реализация мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по поддержке талантливой и способной молодежи;

поддержка объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей; научно-технического творчества молодежи;

развитие системы муниципальных культурно-массовых, досуговых и спортивных  мероприятий, основанных на преемственности культурно-исторических  традиций муниципального образования и субъекта Российской Федерации;

развитие муниципальной системы мер поощрения способной и талантливой молодежи (учреждение стипендий, грантов, премий);

стимулирование деятельности юридических и физических лиц, оказывающих поддержку способной и талантливой молодежи;

организация проведения общемуниципальных детских и  молодежных праздников;

поддержка развития в  образовательных учреждениях объединений обучающихся («малых академий наук», студенческих научных  клубов, научных обществ обучающихся и т.д.);

развитие системы конкурсов социальных проектов среди детей и молодежи и поддержка их реализации в муниципальном образовании, по месту жительства, учебы и т.д.;

разработка и реализация системы мер по социально - экономической, организационной и правовой поддержке предпринимательской деятельности молодежи.

3.1.3. Организация работы с детьми и молодежью по месту жительства:

создание условий для поддержки и развития сети подростковых, молодежных клубов (центров) по месту жительства;

содействие в организации игровых и спортивных площадок по месту жительства;

повышение квалификации работников подростковых и  молодежных клубов (центров) по месту жительства;

проведение смотров-конкурсов  подростковых и  молодежных клубов (центров) по месту жительства.

3.1.4. Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений:

проведение обучения актива молодежных общественных объединений и осуществление подготовки профессиональных кадров, работающих в сфере молодежной политики;

организация стажировки актива молодежных общественных  объединений в органах местного самоуправления;

предоставление грантов и исполнение муниципальных заказов молодежными и детскими общественными объединениями;

проведение семинаров, тренингов, конференций, слетов, смен лагерей, круглых столов с участием представителей молодежных и детских общественных объединений;

развитие форм ученического, молодежного и студенческого самоуправления;  содействие общественным формированиям (детским и молодежным парламентам, ассамблеям, «правительствам», советам, ассоциациям и др.), способствующим гражданскому воспитанию детей и молодежи, защите их законных интересов, формированию правовой, политической культуры и гражданской позиции детей и молодежи.  

3.1.5. Обеспечение занятости и трудоустройства молодежи:

создание выездных молодежных, студенческих трудовых отрядов, в том числе международных трудовых отрядов;

организация смен лагерей труда и отдыха дневного пребывания (круглосуточного пребывания);

организация временных рабочих мест для трудоустройства молодежи;

организация занятости молодых людей с ограниченными возможностями.

3.1.6. Формирование здорового образа жизни и организация отдыха и оздоровления детей и молодежи:

развитие и поддержка массовой физической культуры и спорта (проведение соревнований на призы: «Золотая шайба»; «Кожаный мяч», организация соревнований «Веселые старты»; фестиваля-соревнования «Президентские состязания», спартакиад обучающихся, работающей, сельской молодежи, универсиад студентов, соревнований по национальным видам спорта);

сохранение и развитие инфраструктуры загородного отдыха и оздоровления детей и молодежи;

реализация программ по организации малозатратных форм отдыха и оздоровления детей и молодежи (смен полевых лагерей, лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений дополнительного образования детей по месту жительства детей и молодежи, а также учреждений органов по делам молодежи);

организация пропаганды здорового образа жизни среди детей и молодежи;

организация детско-юношеского туризма и экскурсионная работа с детьми и молодежью.

3.1.7. Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркозависимости, экстремистских проявлений среди детей и молодежи:

развитие межведомственной системы учреждений социальной адаптации и реабилитации детей и молодежи группы риска;

организация антинаркотической пропаганды среди детей и молодежи;

разработка, принятие и реализация муниципальных (местных) программ в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

пропаганда здорового образа жизни, распространение информации об опасности наркомании и токсикомании для жизни и здоровья;

организационно-методическое обеспечение и координация деятельности по профилактике наркомании и токсикомании среди детей и молодежи;

участие в развитии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации медиков, педагогов (в том числе специалистов по работе с несовершеннолетними, употребляющими наркотические средства), психологов, юристов, социологов, социальных работников и иных специалистов, занимающихся профилактической работой  по предупреждению наркомании и токсикомании;

содействие общественным объединениям, иным организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике наркомании и токсикомании;

создание постоянных специализированных рабочих мест для незанятой молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

организация сезонной трудовой занятости в лагерях труда и отдыха, трудовых отрядах для детей и молодежи группы риска;

создание и развитие служб молодежных социальных работников для осуществления воспитательного сопровождения и контроля за поведением детей и молодежи группы риска;

развитие форм пропаганды толерантного поведения;

создание мобильных групп по работе с неформальными молодежными объединениями асоциальной  направленности. 

3.1.8. Поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем:

мобилизация внебюджетных ресурсов для улучшения жилищных условий молодежи;

создание самофинансируемой системы оказания помощи молодым семьям в решении жилищных проблем;

оказание поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем формирования системы ипотечного кредитования;

создание межведомственных структур консультирования молодой семьи (по медико-педагогическим и правовым вопросам).

3.1.9. Информационное обеспечение работы с детьми и молодежью:

сбор и анализ информации по всем направлениям молодежной политики;

предоставление информации молодежи, молодежным и детским общественным объединениям,  специалистам, работающим с детьми и молодежью;

издание информационных, методических и исследовательских материалов для детей и молодежи;

организация теле-, радиопередач по детской и молодежной тематике;

проведение мониторинга и комплексных исследований по вопросам молодежной проблематики;

поддержка и развитие системы информационных каналов (телефона «доверия», сайтов в сети Интернет, освещающих вопросы работы с детьми и молодежью в муниципальном образовании и т.д.).

3.2. При организации  и осуществлении мероприятий по работе с детьми и молодежью необходимо создавать условия для кадрового обеспечения этой работы, в том числе:

обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров для работы с детьми и молодежью;

организовывать стажировку кадров для работы с детьми и молодежью;

организовывать методическую работу по направлениям, перечисленным в п.3.1;

создавать условия для стимулирования кадров, работающих с детьми и молодежью, повышения престижа их труда.

3.3. По решению местных администраций и представительных органов местного самоуправления отраслевые (функциональные) органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия по работе с детьми и молодежью (в т.ч. по кадровому обеспечению работы с детьми и молодежью), участвовать в разработке и реализации муниципальных, межмуниципальных и региональных программ по работе с детьми и молодежью.

 

IV. Финансовые основы организации и осуществления работы с детьми и молодежью

 

4.1 Органы местного самоуправления организуют осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых в муниципальном (местном) бюджете на реализацию работы с детьми и молодежью.

4.2. Финансирование организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью осуществляется за счет средств муниципального (местного) бюджета, предусматриваемых отдельной строкой в его расходной части, и средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию программ и проектов межрайонного уровня на территории субъекта Российской Федерации, и внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

            4.3 Организация мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселениях, городских округах и муниципальных районах может осуществляться в форме разработки и реализации комплексных муниципальных (местных) программ по работе с детьми и молодежью и целевых муниципальных (местных) программ, разделов в программах (подпрограммах). При разработке данных программ (подпрограмм) рекомендуется учитывать предложения молодежных и детских общественных объединений, иных организаций, работающих с детьми и молодежью.

 

 

 

 

Директор Департамента

государственной молодежной

политики, воспитания и социальной

защиты детей Минобрнауки России                                           С.Н. Апатенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Примерная структура отраслевых (функциональных) органов местной администрации (органов по делам молодежи)

 

п/п

Численность молодежи, проживающей на территории муниципального образования (человек)

Организационная структура

Штатная числен-ность, единиц

Поселение

1

свыше 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

3-5

2

от 5 до 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2-3

3

от 2 до 5 тыс.

Специалист по работе с молодежью

 

1

4

до 2 тыс.

Совмещение работы с молодежью с дополнительными функциями

 

0,5

Муниципальный район

6

свыше 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

3-5

7

от 10 до 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

3

8

от 3 до 10 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2

9

до 3 тыс.

Специалист по работе с молодежью

 

1

Городской округ

10

свыше 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

3-5

11

от 10 до 50 тыс.

Отдел по работе с молодежью

 

2-3