Управление по вопросам местного самоуправления

Правительства Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 3

Телефон/факс (4852) 31-43-52

УПРАВЛЕНИЕ

Новости

Список сотрудников

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральное законодательство

Законодательство Ярославской области

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Реформа

Информационные материалы

Информация органов местного самоуправления

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ

Большесельский

Борисоглебский

Брейтовский

Гаврилов-Ямский

Даниловский

Любимский

Мышкинский

Некоузский

Некрасовский

Первомайский

Переславский

Пошехонский

Ростовский

Рыбинский

Тутаевский

Угличский

Ярославский

ГОРОДСКИЕ ОКРУГА

Ярославль

Переславль-Залесский

Рыбинск

ВОПРОС-ОТВЕТ

Вопросы, заданные на Семинаре «Актуальные вопросы деятельности органов местного самоуправления», состоявшемся 16 июля 2007 года

Допускается ли нахождение на муниципальной службе лиц, достигших предельного возраста, установленного законом?

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу после достижения им возраста 65 лет - предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. В соответствии с ч. 2 ст. 19 указанного Федерального закона допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Таким образом, из вышеуказанных норм федерального законодательства можно сделать вывод о том, что допускается нахождение на муниципальной службе лиц, достигших предельного возраста. С ними заключается срочный контракт на 1 год, который в последствии может быть пролонгирован еще на год и т.д.
 

Согласно трудовому законодательству, человека по истечении срока срочного трудового контракта надо уволить и потом снова принять на службу, заключив новый срочный контракт. Но теперь, вновь принимать на службу муниципального служащего, достигшего предельного возраста, нельзя. Как продлять контракт?

В соответствии со статьей 79 Трудового кодекса Российской Федерации срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» допускается нахождение на муниципальной службе лиц, достигших предельного возраста. С ними заключается срочный контракт на 1 год, который в последствии может быть пролонгирован еще на год и т.д.

Все муниципальные служащие приняты на муниципальные должности, о чем есть запись в трудовой книжке. Нужно ли переписывать запись теперь, в связи с появлением реестра?

Существуют всего 3 основных нормативно-правовых акта, которыми следует руководствоваться при работе с трудовыми книжками. Это ТК РФ, Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, и Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225.
В разд. 3 Инструкции, в частности, сказано, что при оформлении сотрудника на работу указывается полное, а также сокращенное (при его наличии) наименование организации и делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации. Чуть ниже в этом же разделе написано, что изменения и дополнения (подразумевается - сведений, указанных выше: наименования должности, структурного подразделения и пр.), внесенные в установленном порядке в квалификационные справочники, штатное расписание организации, доводятся до работников, после чего в их трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя вносятся соответствующие изменения и дополнения. В частности, если не происходит изменения наименования должности запись не делается.
 

Допустимо ли утверждать нижний предел заработной платы муниципальных служащих самим муниципальным образованиям?

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель не содержит запрета на установление нижнего предела должностных окладов, при условии, что он должен быть не ниже установленного федеральным законом значения минимального размера оплаты труда.

Можно ли относить к должностям муниципальной службы консультантов, исполняющих обязанности юристов или бухгалтеров?

В соответствии с Законом Ярославской области от 27.06.2007 № 47-з «О реестре должностей муниципальной службы в Ярославской области» (ч.11 ст.3) допускается дополнять наименования должностей руководителей органов местной администрации, территориальных органов, их структурных и внутриструктурных подразделений, руководителей структурных подразделений аппарата представительного органа, заместителей руководителей органов местной администрации, территориальных органов, их структурных и внутриструктурных подразделений, заместителей руководителей структурных подразделений аппарата представительного органа, а также консультантов, главных специалистов, ведущих специалистов, специалистов 1 и 2 категорий и специалистов указанием на их специализацию (сферу деятельности), если:
1) лицо, замещающее должность, является главным бухгалтером, заместителем главного бухгалтера или бухгалтером;
2) лицо, замещающее должность, является юристом (юрисконсультом);
3) лицо, замещающее должность, является главным архитектором;
4) наименование должности муниципальной службы прямо предусмотрено федеральным законодательством.
 

Допустимо ли распространять законодательство о муниципальной службе на лиц, которые не являются муниципальными служащими, например бухгалтеров?

Нет. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами (далее - избирательные комиссии муниципальных образований), с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

Руководители территориальных органов местной администрации - бывшие главы сельских округов – на какую должность они должны быть оформлены сейчас? Заместители главы?

Ситуация, при которой вся администрация сельского поселения – 20-30 человек, и при этом все бывшие главы сельских округов - а это могут быть 7-8 человек - оформлены заместителями главы, ненормальна, в этих целях в реестре предусмотрена должность руководителей территориальных органов местной администрации.

Допустимо ли 4-х уровневое деление местной администрации: департамент/управление/отдел/сектор?

Законом Ярославской области от 27.06.2007 № 47-з «О реестре должностей муниципальной службы в Ярославской области» (часть 2 статьи 3) определено, что под органом местной администрации муниципального образования Ярославской области (далее - орган местной администрации), структурным подразделением аппарата представительного органа понимается самостоятельное отраслевое (функциональное) структурное подразделение, непосредственно входящее в структуру местной администрации, аппарата представительного органа: управление администрации, отдел администрации и т.п.

В реестре под структурным подразделением органа местной администрации, территориального органа понимается структурное подразделение, входящее в структуру органа местной администрации, территориального органа. В структурном подразделении органа местной администрации могут создаваться иные структурные подразделения (далее - внутриструктурные подразделения).

Таким образом, Закон определил в качестве максимально возможной трехуровневую структуру местной администрации.

Просьба прокомментировать положения 48-з и закона о реестре (47-з) в части предельного размера оплаты труда

Закон Ярославской области от 27.06.2007 № 48-з устанавливает предельные размеры оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений в Ярославской области. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, но не выше предельных значений, установленных областным законом.

Уволенный с муниципальной службы исключается из реестра в день увольнения. Как это правильно оформить?

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок ведения реестра муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом.
Методическую помощь в данном вопросе департамент окажет.
 

Есть ли запреты на партийную принадлежность муниципальных служащих?

Запретов нет.

Дотационные муниципальные образования должны получить разработанные субъектом федерации нормы оплаты труда муниципальных служащих? Готовы ли эти нормы?

Пока еще нет. Работа ведется совместно с департаментом финансов области.

Относится ли к иным выплатам премия муниципального служащего и регулируется ли она 48-з? И кто устанавливает ее - глава или представительный орган?

В соответствии с Законом Ярославской области от 27.06.2007 № 48-з (ч.6 ст.4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий муниципальному служащему начисляются в процентном отношении к должностному окладу. Порядок и условия выплаты определяются руководителем органа местного самоуправления с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления и личного вклада муниципального служащего.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» премии относятся к дополнительным выплатам. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель разграничил 2 ситуации: размер и порядок осуществления должностного оклада и иных выплат устанавливает представительный орган, а порядок и условия выплаты премий определяет представитель нанимателя.

 

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Соответствуют ли законодательству закрепленные в Уставе муниципального образования должности первого заместителя главы муниципального образования и заместителя главы муниципального образования? Как эти должности соотносятся с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы?

Должности первого заместителя главы муниципального образования и заместителя главы муниципального образования согласно части 1 статьи 4 Закона Ярославской области от 10 октября 1997 года № 27-з «О муниципальной службе в Ярославской области» (далее – Закон области) должны относиться к муниципальным должностям категории «А», предусмотренным уставом муниципального образования Ярославской области, с установленными полномочиями по решению вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Согласно части 2 статьи 4 того же Закона области должности данной категории не относятся к муниципальным должностям муниципальной службы и не могут быть предусмотрены Реестром муниципальных должностей муниципальной службы.

Каков порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями?

 В настоящее время порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется следующими нормами федерального законодательства.

 В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
 Согласно статье 38 того же Федерального закона финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Российской Федерации. Увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.
 Аналогичные нормы содержатся и в Федеральном законе от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (статьи 19 – 21), которые вступают в силу с 01.01.2009 г.

Могут ли органы местного самоуправления совершать нотариальные действия?

Закон Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации" наделил полномочиями по совершению нотариальных действий поселковые и сельские администрации, которые на тот период являлись исполнительными органами государственной власти.

Статья 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривает, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия.

После принятия в 1993 году Конституции Российской Федерации сельсоветы были выведены из системы органов государственной власти и отнесены к органам местного самоуправления. В связи с этим с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации должностные лица органов местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия в соответствии с Основами законодательства о нотариате.

Совершение нотариальных действий, в том числе нотариальное удостоверение доверенностей, в соответствии со статьями 14 – 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В настоящее время отсутствует федеральный закон, которым органы местного самоуправления муниципальных образований были бы наделены государственными полномочиями по совершению нотариальных действий в установленном порядке.

Таким образом, действующие федеральные законы не возлагают на администрации вновь образованных поселений обязанности по осуществлению нотариального удостоверения доверенностей и совершению других нотариальных действий.

Могут ли органы местного самоуправления осуществлять воинский учет граждан?

Статьей 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрено, что воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами.
Полномочия Российской Федерации на осуществление первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, передаются органам местного самоуправления поселений и городских округов. Органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований. Порядок первичного воинского учета определяется Положением о воинском учете, утвержденным Правительством Российской Федерации от 25.12.1998 № 1541.
Средства на осуществление передаваемых полномочий по осуществлению первичного воинского учета предусматриваются в виде субвенций в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете. Правила расходования и учета субвенций установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. № 258. 

Осуществление органами местного самоуправления поселений или органами местного самоуправления городских округов первичного воинского учета прекращается в случае создания на территории поселения или городского округа военного комиссариата.


 

РЕФОРМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Количество переданных полномочий

Список переданных полномочий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Информационные материалы

Методические рекомендации

Модельные нормативные акты

Вопрос-ответ

ИНФОРМАЦИЯ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО
 САМОУПРАВЛЕНИЯ

График заседаний представительных органов

Праздники





Яндекс цитирования

 

 

 © Правительство Ярославской области

К началу страницы

Управление по вопросам местного самоуправления Правительства Ярославской области

150000, г. Ярославль, ул. Советская, д. 3

Телефон/факс: (4852) 31-43-52