Ярославская областная Дума
Рабочая неделя
План мероприятий
Заседание Думы
Заседания постоянных комиссий
Законотворческая деятельность
Перечень проектов нормативных правовых актов,находящихся на рассмотрении в Думе
Внесенные на рассмотрение Думы законопроекты
Информация о федеральных законодательных инициативах Думы
Нормативные акты, принятые Думой
Кодекс
Работа с органами местного самоуправления
Реформа местного самоуправления
Органы МСУ
Совет председателей представительных органов
Пресс-служба сообщает
Новости
Обзоры СМИ
Аналитические материалы

Для подписки на новости нашего сайта вам достаточно направить письмо с темой SUBSCRIBE по адресу dumpress@region.adm.yar.ru, для чего можно нажать на ссылку
подписаться
отписаться

Сайт работает с июня 2002 года.
Сопровождение сайта:
Техническая поддержка
Борисова Л.Н.
(4852) 40-10-31;
Контроль за информационным наполнением
Манекина О.А.
(4852) 40-10-41;

Дизайн:
УИТС Администрации ЯО
Администрация Приоритетные национальные проекты
GISMETEO.RU: погода в г. Ярославль
Rambler's Top100 Rambler's
Top100

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
<< Содержание раздела
Краткая историческая справка

Введение

В марте 2004 года исполняется 10 лет Государственной Думе Ярославской области. Представительные органы власти на Ярославской земле работают уже более полутора веков, и значит, у нынешнего регионального парламента есть крепкий фундамент российских традиций народовластия.

Мощный толчок развитию общественной инициативы в конце 19 – начале 20 века дала деятельность всесословных земств в Ярославской губернии. Весь двадцатый век советы всех уровней активно работали на территории  области. Многие ярославцы, избранные депутатами, смогли на собственном опыте получить представление о механизме представительной демократии.

Но Государственная Дума, будучи если не формальным, то моральным преемником представительных органов власти, все-таки первый законодательный орган, действующий на Ярославской земле. Поэтому в преддверии юбилея важно не только вспомнить традиции земств и советов, но проанализировать опыт работы регионального парламента в  условиях новой, демократической России.

Законодательные (представительные) органы власти со второй половины 19 века до 1917 года

Первыми и единственными более или менее значимыми представительными органами на местах были только земства, созданные в ряде губерний Европейской России в соответствии с земской реформой 1864 года. Они были призваны заменить в делах местного хозяйства местную царскую администрацию.

Создавались земства как учреждения бессословные, на их выборах впервые в русской истории применялся буржуазный избирательный принцип. Право быть избранным получили все лица, обладавшие установленным имущественным цензом, независимо от  сословной принадлежности. Равным представительство, конечно, не было - и закон 1864 года, и позднейшее «Положение» 1890 года обеспечивали преобладание в земствах представителей дворянства. Крестьяне, тем не менее,  стабильно получали в земских собраниях от 30 до 40 процентов голосов, а в северных губерниях имели порой и большинство.

Каждый шаг земств - будь то выборы гласных (так тогда назывались депутаты), определение источников финансирования, способов решения вопросов местной жизни или даже обмен информацией между губерниями - жестко контролировался, подправлялся и нередко пресекался. Кроме того, у земств был один серьезный структурный недостаток - они не имели своих учреждений ни на уровне волости, ни на уровне империи. Существовали только губернские и уездные собрания и управы.

Контрреформа 1890 года  усилила бюрократическую опеку над земствами, расширив круг вопросов, подлежащих обязательному утверждению. Для усиления административного контроля были учреждены губернские по земским делам присутствия под председательством губернаторов. Правительство не останавливалось даже перед закрытием тех земств, которые  выступали в защиту своих прав.

Это было характерно и для Ярославского края. В мае-июле 1865 года во всех  уездах Ярославской губернии были созваны земские собрания с числом гласных от 20 до 52 в разных уездах. Был избран 331 земский гласный. 12 сентября открылось Ярославское губернское земское собрание в составе 56 гласных, избранных уездными собраниями. В результате первых выборов число дворян-помещиков и чиновников составило 34,2 процента от общего числа земских гласных. На всех последующих выборах (они проводились каждые три года) ярославское дворянство продолжало удерживать стабильное положение в земствах. Впрочем, и крестьяне регулярно набирали 32-35 процентов голосов.

В губернском земском собрании дворяне главенствовали безраздельно - там им принадлежало около 70 процентов голосов. В их руках  находились также практически все земские управы, чему способствовало законодательство, согласно которому председателями земских собраний могли быть только местные предводители дворянства.

Земские губернские  и  уездные учреждения создавались для осуществления руководства хозяйственными делами: строительством школ, больниц, местных дорог, благотворительных учреждений. Земские органы занимались продовольственными закупками, улучшением кустарной промышленности, пропагандировали агрономические знания, организовывали поземельный кредит, страхование, вели земскую статистику. Ярославское земство содержало за свой счет больницы, ремесленные училища, публичные библиотеки, типографию, организовывало сельскохозяйственные выставки, создавало хлебозапасные магазины, свыше 30 лет издавало журнал «Вестник ярославского земства».

Текущую работу вели исполнительные органы - губернская и уездные управы, которые переизбирались один раз в три года.

Первым председателем губернской земской управы был Е.А.Тимрот. В 1868 году его сменил А.В.Скульский, возглавлявший управу до 1887 г., и именно с ним историки связывают оживление земской деятельности в Ярославской губернии с начала 70-хх гг. XIX века.

Законодательные (представительные) органы власти с 1917 года по 1993 год

В начале марта 1917 года в Ярославле был образован совет рабочих депутатов, состоящий из представителей заводов и фабрик. Совет работал в бывшем доме вице-губернатора (ныне мэрии Ярославля).

27 октября 1917 года по старому стилю в Доме народа, бывшем дворце губернатора (ныне художественный музей), депутаты-большевики предложили передать всю власть Советам. Эсеры и меньшевики выступили против, но председатель объявил, что за смену власти подано большинство голосов.

В 1918 году земские органы были упразднены, а власть на местах перешла к съездам Советов и их исполнительным комитетам.

 23 февраля 1918 года прошел губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, на нем был избран исполнительный комитет. Вся полнота власти в Ярославской губернии перешла в руки Советов. Между съездами именно губисполком наделялся правами  верховного законодательного органа региона.

В декабре 1936 года была принята  Конституция СССР, которая установила новые принципы формирования власти.  Было введено всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. В декабре 1939 года прошли первые выборы в Ярославский областной совет депутатов трудящихся.

После введения в действие Конституции СССР 1977 года и Конституции РСФСР 1978 года органы представительной власти получили название Советов народных депутатов. Исполком областного совета был наделен лишь исполнительно-распорядительными полномочиями. Областной совет имел право отменять решения и распоряжения нижестоящих советов и их депутатов.

4 марта 1990 года Ярославский областной совет впервые был избран на альтернативной основе. На 200 мест было выдвинуто 646 кандидатов (более трех  человек на место). Зачастую альтернативу представителям партийно-хозяйственной номенклатуры составляли активисты массовых демократических движений (Народный фронт, и др.), составлявших тогда весьма влиятельную политическую силу.

Избирательные кампании стали ареной горячих политических баталий. Закон четко определял, что расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся только за счет государства, а кандидаты, их доверенные лица и избиратели не несут никаких расходов. Новинкой было появление предвыборной программы будущей деятельности потенциального депутата.

Первая сессия областного совета открылась 18 марта 1990 года, когда было избрано  166 депутатов из 200. 44 процента из них  являлись партийными, советскими и хозяйственными руководителями, 33 процента - представителями "Депутатского клуба" (демократы) и 12 процентов - аграриями.

В итоге демократы и аграрии выдвинули единого кандидата на пост председателя облсовета - Александра Николаевича Веселова, его кандидатура была поддержана большинством (105 голосов "за").     Председателем исполкома был избран Владимир Андреевич Ковалев (126 за). Его основным конкурентом стал первый заместитель председателя Рыбинского горисполкома Анатолий Иванович  Лисицын (34 голоса «за»).

В 1991 году исполком областного совета был упразднен,  его заменила Администрация Ярославской области, независимая от представительной власти.

20 ноября 1991 года областной совет провел голосование по четырем кандидатурам на пост главы администрации, результаты которого были направлены в Москву.

 3 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин назначил Анатолия Ивановича Лисицына исполняющим обязанности главы Администрации Ярославской области.  Однако разделение властей не было проведено последовательно. Малый совет во многом выполнял исполнительно-распорядительные функции.

Роспуск Съезда народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации осенью 1993 года предопределил и судьбу представительных органов власти в российских регионах. Депутаты областного совета 27 октября  не набрали необходимого кворума для принятия решения о самороспуске и, в конце концов, в полупустом зале совета Анатолий Иванович Лисицын зачитал текст  постановления: «Считать невозможным выполнение своих полномочий Ярославским областным советом народных депутатов ввиду отсутствия необходимого кворума».

Государственная Дума Ярославской области первого созыва

Как законодательный орган власти Государственная Дума Ярославской области была создана на основании указа Президента РФ от 22 октября 1993 года «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» и постановления главы Администрации Ярославской области от 27 октября 1993 года «О реформе органа представительной власти Ярославской области».

Срок полномочий депутатов был определен в два года, а задачей народных избранников стало принятие базовых региональных законов. Конституция Российской Федерации 1993 года впервые наделила областной орган народного представительства законотворческими функциями.

Выборы депутатов Государственной Думы первого созыва прошли 27 февраля 1994 года. В состав законодательного органа вошли 23 депутата.

На первое заседание депутаты собрались 29 марта 1994 года. Первым Председателем Государственной Думы Ярославской области был избран глава администрации Рыбинска Валентин Борисович Мелехин, а заместителем Председателя - Владимир Павлович Комов.

Было образовано три постоянных комиссии - по экономической политике и бюджету (председатель - директор ТОО «Левцово» Галина Георгиевна Коняхина), по социальной политике (председатель - настоятель храма Сергия Радонежского села Татищев-Погост Ростовского района Олег Михайлович Черепанин), по вопросам местного самоуправления, правопорядку и по контролю за исполнением постановлений Федерального собрания РФ и решений Думы (председатель - Елена Сергеевна Варникова).

Семь депутатов областной Думы первого созыва работали на постоянной профессиональной основе.

 Менее чем за два года работы было проведено 18 заседаний, принят 31 закон,  217 постановлений, которые заложили правовую базу для стабильной работы органов государственной власти  и местного самоуправления региона.

Областной закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области" установил систему органов власти на местах и принципы взаимоотношений с региональной властью на основе новой Конституции России. В этом Ярославская область опередила многие российские регионы.

Особое внимание  депутаты Думы первого созыва уделяли бюджетным и финансовым проблемам. Так, первым региональным законом  стал областной бюджет на II полугодие 1994 года. Специальными законопроектами были установлены ставки налогов, служащих источниками формирования и использования территориального дорожного фонда, ставки налога на имущество физических лиц, ставки земельного налога.

Такие нормативные акты, как закон «О порядке предоставления организациям ссуд за счет средств государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов Ярославской области» и «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»,  заложили основу для формирования  инвестиционного климата в Ярославской области.

В течение нескольких лет правила распоряжения региональным имуществом определял закон «О порядке осуществления права собственности в отношении государственной собственности Ярославской области».

По инициативе депутатского корпуса в марте 1995 года был принят закон «Об упорядочении регистрации физических лиц на территории Ярославской области». Этот документ требовал от всех приезжих обязательной регистрации в органах УВД, что в значительной мере способствовало усилению борьбы с преступностью.

В течение нескольких месяцев специальная комиссия, в которую вошли депутаты, работники областной Администрации, юристы, готовила проект основного регионального закона. Наконец, 23 мая 1995 года был принят Устав Ярославской области, который детально прописывал права и свободы граждан, систему государственной власти в регионе.

Государственная Дума - представительный и законодательный орган власти - отныне должен был состоять из 50 депутатов, избираемых на четыре года. Высшее должностное лицо региона стало называться «Губернатор Ярославской области». Исполнительным органом власти становилось Правительство Ярославской области.

Летом 1995 года умер первый Председатель Государственной Думы области Валентин Борисович Мелехин. 12 сентября депутаты посчитали нецелесообразным проводить выборы нового Председателя за полгода до перевыборов законодательного органа, доверив исполнение полномочий руководителя регионального парламента заместителю Председателя Думы Владимиру Павловичу Комову.

Весьма важную роль в деле обеспечения «прозрачности» работы региональной власти сыграл закон «О порядке официального опубликования и вступления в силу законов и иных нормативно-правовых актов органов государственной власти Ярославской области». С того времени ни один региональный закон или постановление губернатора, затрагивающие права и свободы человека, не  могли применяться до момента официального опубликования в газете "Губернские вести", учрежденной в том числе и  областной Думой.

Осенние заседания 1995 года депутаты посвятили принятию законов,  обеспечивающих проведение выборов губернатора, депутатов областной Думы и органов местного самоуправления. Была принята новая редакция закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Ярославской области», текст которого приведен в соответствие с новым федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Законом «О муниципальных образованиях Ярославской области» на территории региона было образовано 18 муниципальных округов. Правила предвыборной кампании были установлены законом «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», выборы были назначены на февраль 1996 года.

Государственная Дума Ярославской области второго созыва

Выборы в Государственную Думу второго созыва прошли 26 февраля 1996 года. Было выдвинуто 327 претендентов на 50 депутатских мест,  зарегистрирован 271 кандидат. На момент избрания 29 человек занимали должности руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 8 человек  – должности глав муниципальных образований.

Депутатами были избраны 12 представителей «Экономического совета» (общественная организация, в которой состоят директора крупных промышленных предприятий области) и 5 представителей КПРФ.

На первое заседание депутаты собрались 26 марта 1994 года. Председателем Государственной Думы Ярославской области на альтернативной основе был избран Сергей Алексеевич Вахруков, а заместителем Председателя - Абрам Семенович Башмашников.

Было образовано пять постоянных комиссий - мандатная, по вопросам депутатской этики (председатель - глава Угличского муниципального округа Элеонора Михайловна Шереметьева), по законодательству, вопросам государственной власти и взаимодействия с органами местного самоуправления (председатель - Елена Сергеевна Варникова), по экономической политике и хозяйственному комплексу (председатель - генеральный директор ОАО «Компания «Славич» Иван Филиппович Анюховский), по бюджету, налогам и финансам (председатель - генеральный директор ОАО «Ярославский электромашиностроительный завод» Турсун Абдалимович Ахунов), по социальной политике (председатель - Владимир Васильевич Смирнов).

Девять депутатов Государственной Думы второго созыва работали на постоянной профессиональной основе.

В 1996 году в областной Думе было образовано три депутатских фракции - КПРФ (председатель Владимир Ильич Корнилов), «Народовластие» (председатель - Владимир Николаевич Ладыненко) и аграриев (председатель - Алексей Иванович Разгуляев). Позже были созданы фракции «Наш дом - Россия» (председатель – Александр Викторович Тихов) и «Отечество» (председатель – Сергей Николаевич Кривнюк). Депутат в соответствии с регламентом Думы мог состоять в нескольких фракциях.

За четыре года работы было проведено 38 заседаний Государственной Думы Ярославской области второго созыва, 26 депутатских слушаний,  принято 156 законов и 638 постановлений.

Основное внимание Государственная Дума второго созыва уделяла работе по законодательному регулированию процесса формирования и исполнения бюджета. Весьма остро обсуждались и отчеты о его исполнении  администрацией области.

В сентябре 1996 года депутаты  приняли базовый документ «О бюджетном процессе в Ярославской области», затем его дополнили и переработали в закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области».

Серьезные дискуссии вызывала проблема справедливого распределения трансфертов из регионального бюджета при  формировании бюджетов муниципальных образований. В результате был принят закон «О временных нормативах минимальной бюджетной обеспеченности Ярославской области». При распределении бюджетных средств стала учитываться имеющаяся в муниципальных образованиях социальная и инженерная инфрастуктура. «Правила игры», сложившиеся в этой сфере, нашли наиболее полное отражение в законе «О межбюджетных отношениях в Ярославской области». 

Важными этапами формирования бюджетно-финансового законодательства стало принятие законов «О государственном заказе Ярославской области», «О порядке и условиях предоставления налоговых льгот», «О государственных заимствованиях Ярославской области».

Основой для дальнейшей работы по развитию предприятий малого бизнеса стал закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ярославской области», в котором были зафиксированы способы и формы такой поддержки частной инициативы.  

Формы и методы государственного влияния на крупный бизнес были прописаны в законах «Об основах промышленной политики Ярославской области» и «О концепции промышленной политики Ярославской области на 1998-2001 годы».

Но не все инициативы Государственной Думы Ярославской области по защите экономики региона были воплощены в реальность. Весьма симптоматична судьба законопроекта «О порядке осуществления деятельности по заготовке, переработке и реализации лома и промышленных отходов цветных и черных металлов на территории Ярославской области». Этот документ призван был оградить от расхищения  системы электроснабжения региона. Однако закон  был отменен по представлению прокуратуры Ярославской области, так как федеральное законодательство не дает возможности устанавливать подобные ограничения на уровне субъекта РФ.

Первостепенной задачей, которую решали депутаты Государственной Думы второго созыва, была забота об отстаивании интересов социально незащищенных групп населения. Именно на решение этой задачи были направлены принятые Думой законы «Об организации работы по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, в Ярославской области», «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», «Об основных гарантиях прав ребенка в Ярославской области». 

Весьма значительное внимание депутаты Думы уделили проблемам здравоохранения, приняв законы «Об охране здоровья жителей Ярославской области», «О лекарственном обеспечении и фармацевтической деятельности на территории Ярославской области», «О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза».

Существенным аспектом работы Думы второго созыва стало правовое регулирование вопросов организации государственной и муниципальной власти в регионе. Так, закон «О внесении изменений в Устав Ярославской области» существенно изменил систему органов власти области. Исполнительным органом власти вместо Правительства стала Администрация области.

Большой общественный резонанс имел закон «О внесении дополнения в Устав Ярославской области». Депутаты Государственной Думы Ярославской области  второго созыва накануне завершения срока своих полномочий отказались от гарантий неприкосновенности, предоставленных им федеральным законодательством.

Правовой фундамент развития инициативы граждан на местах заложили законы «О местном референдуме», «О собраниях (сходах) граждан», «Об организации территориального общественного самоуправления в Ярославской области».

Почти год шла работа над законом «О контрольно-счетной палате Ярославской области». После серьезных споров Государственная Дума приняла решение о создании своего контрольного органа, обеспечив тем самым  предпосылки для более качественного, системного, а главное, эффективного контроля над ходом исполнения бюджета.

Государственная Дума области как представительный орган власти не могла не находиться вне политической жизни  России, да и всего мира. На многие заседания депутаты проходили через пикеты, организованные политическими партиями. О том, что парламентарии остро реагировали на «злобу дня», свидетельствуют их обращения по поводу событий в Югославии, на Северном Кавказе.

Часто предметом обсуждения были обращения к руководителям страны по политическим темам. В 1997 году Государственная Дума Ярославской области одной из первых в стране заявила о необходимости смены социально-экономического курса российского правительства, а в 1998 году - потребовала отставки президента России Бориса Ельцина.

Государственная Дума Ярославской области третьего созыва

В начале 2000 года в территориальные избирательные комиссии было подано 341 заявление о намерении баллотироваться в областные депутаты. Зарегистрироваться удалось только 295 кандидатом по 50 избирательным округам. 

Выборы в Государственную Думу Ярославского области состоялись 26 марта 2000 года. Они были признаны состоявшимся в 48 избирательных округах. На момент избрания более половины депутатского корпуса составляли руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 8 человек являлись главами муниципальных образований, 5 – депутатами областной Думы второго созыва, работавшими на постоянной основе.

На первое заседание депутаты Думы третьего созыва собрались 25 апреля 2000 года. Заместителем Председателя Думы избран Валерий Григорьевич Шамин (Председатель Думы не избирался). Председателем Думы на альтернативной основе  30 мая 2000 года избран генеральный директор ОАО «Резинотехника» Андрей Геннадьевич Крутиков.

Было образовано пять постоянных комиссий – по депутатской деятельности, этике и регламенту (председатель - Сергей Николаевич Кривнюк), по законодательству, вопросам государственной власти и взаимодействия с органами местного самоуправления (председатель – глава Даниловского муниципального округа Андрей Владимирович Евтушенко), по экономической политике и хозяйственному комплексу (председатель – генеральный директор ОАО «Балканская звезда» Владимир Иванович Галагаев), по бюджету, налогам и финансам (председатель – руководитель группы компаний «Спектр» Яков Семенович Якушев), по социальной политике (председатель – Владимир Михайлович Молодкин). С сентября 2001 года председателем комиссии по депутатской деятельности, этике и регламенту является генеральный директор ОАО «Ярэнерго» Виктор  Викторович Рогоцкий.

На первом заседании Думы третьего созыва депутатами на постоянной основе были утверждены девять человек. Позже их число увеличилось до 13. Заместитель председателя комиссии по законодательству, работавшая на постоянной основе Галина Ефремовна Степенко, возглавив Избирательную комиссию Ярославской области, 30 июня 2003 года сложила свои полномочия. На ее место избран Олег Игоревич Виноградов, также перешедший на постоянную основу.

В 2000 – 2001 годах в Думе было образовано четыре депутатских фракции: «Единство» (председатель - Николай Иванович Тонков), Аграрная фракция (председатель - Александр Александрович Коряшкин), «Народовластие» (председатель - Станислав Юрьевич Смирнов), «Союз правых сил» (председатель - Олег Игоревич Виноградов). С 23 апреля 2002 года фракция «Единство» стала носить название "Единая Россия".

В 2003 году после принятия Думой решения о том, что депутат может состоять только в одной фракции, произошли определенные изменения. Фракции аграриев и «Народовластие» были ликвидированы, а некоторые из  их членов вошли в состав фракции "Народно-патриотические силы» (председатель – Станислав Юрьевич Смирнов).

К началу декабря 2003 года было проведено 39 заседаний Государственной Думы Ярославской области третьего созыва. За неполные четыре года работы депутатами было принято 247 законов и 1013 постановлений.

Депутатам Думы третьего созыва пришлось  буквально на каждом заседании вносить поправки в областные законы. Зачастую это приходилось делать из-за постоянно изменяющегося федерального законодательства. Особенно интенсивно процесс приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным шел в первой половине 2000 года, после того, как прокуратура Ярославской области проанализировала весь массив действующих областных законов. Естественно, что документы, принятые Думами первого и второго созыва, перестали отвечать новым требованиям. После большой работы  противоречия удалось устранить.

По сферам правового регулирования областные законы, принятые Думой области, можно подразделить на бюджетно-финансовые (119), экономические (36), регламентирующие вопросы государственного управления и местного самоуправления (67), социальной политики (16), депутатской деятельности (8).

Практически половина законов - это документы, содержащие нормы бюджетного и налогового права, ежегодно принимаемые законы о бюджете  области на очередной финансовый год, законы об установлении ставок региональных налогов. Впервые был принят закон "О порядке и условиях предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета» и «О транспортном налоге в Ярославской области».

Депутаты Думы третьего созыва переработали и приняли в новой редакции законы «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», «О межбюджетных отношениях в Ярославской области».  Бюджетный процесс стал еще более «прозрачен».

Весьма плодотворно поработали депутаты Думы третьего созыва над экономическими законами. Так, в Ярославской области в числе первых российских субъектов был принят закон "О стимулировании экономического развития Ярославской области", позволивший привлечь в регион иногородних инвесторов. Закон «О государственной поддержке и развитии лизинга в агропромышленном комплексе Ярославской области»  законодательно закрепил одну из важнейших форм поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в регионе.

Законы «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области»  и «О закупках (поставках) продукции для государственных нужд Ярославской области»  детально определили механизм осуществления этих двух важнейших процессов.

Более взвешенно депутаты стали подходить к законодательному регулированию работы хозяйственного комплекса региона, обращать внимание не только на развитие индустрии, но и на сохранение окружающей среды.  Дума третьего созыва  приняла новую редакцию закона «Об экологическом контроле на территории Ярославской области" и «Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ярославской области».

Целый блок законов, принятых Государственной Думой области, связан с реализацией положений Земельного кодекса Российской Федерации - «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Ярославской области из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «О цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «О бесплатном предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», «О порядке перевода земель из одной категории в другую на территории Ярославской области", "Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области».

Согласно новому областному закону «О градостроительной деятельности на территории Ярославской области»  строительство  в уже существующих кварталах невозможно без согласования с жителями. Параллельно упрощается система согласования проекта застройки в контролирующих инстанциях, что, несомненно, позволит увеличить объемы жилищного строительства в Ярославской области.

Новаторскими можно назвать законы «О гербе и флаге Ярославской области», закреплявший региональную символику, «О правовых актах Ярославской области», определивший процедуру принятия законов и других документов органов региональной власти, «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения».

Новый вид судопроизводства,  институт мировых судей, был введен областными законами «О мировых судьях в Ярославской области»  и «Об образовании судебных участков и учреждении должностей мировых судей в Ярославской области».

Полномочия местного самоуправления были четко прописаны в законах «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований в Ярославской области, установления и изменения их границ и наименований», «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области отдельными государственными полномочиями Ярославской области», «О порядке разграничения предметов ведения, объектов собственности, источников доходов бюджетов муниципальных образований Ярославской области».

Особое внимание депутаты Государственной Думы области уделили и практическому взаимодействию с собраниями представителей на местах.  На съезде депутатов Ярославской области 16 ноября 2001 года был избран Координационной Совет. В его состав вошли руководители собраний представителей муниципальных образований области. Председателем совета стал председатель Государственной Думы области Андрей Геннадьевич Крутиков.

Закрепленная в Уставе возможность прямого участия жителей Ярославской области в законотворческой деятельности была регламентирована в законе «О порядке осуществления народной правотворческой инициативы».

Значительно повысилась законотворческая деятельность депутатов Думы в сфере административного права. В 2002 году приняты закон «Об административных комиссиях в Ярославской области», закон «Об административных правонарушениях, связанных с осуществлением местного самоуправления в Ярославской области», и, наконец, базовый областной закон «Об административных правонарушениях», в котором впервые установлен целый ряд норм, защищающих права граждан от произвола.

Весьма символично, что депутатами Государственной Думы области с участием некоммерческих организаций региона был разработан закон «О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области и общественных объединений». В этом документе было определено, что ежегодно в области проводится региональный Гражданский форум.

Значительное внимание депутаты продолжали уделять  отстаиванию интересов социально незащищенных слоев населения области, приняв законы «О социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области», «О компенсациях молодежи с ослабленным зрением на оперативное лечение», «Об установлении ежемесячной денежной компенсации лицам, проходившим службу по призыву, ставшим инвалидами вследствие военной травмы», «О потребительской корзине в Ярославской области".

Фундамент для развития массового спорта, привлечения инвестиций в спорт заложил областной закон «О физической культуре и спорте в Ярославской области». Аналогичную роль в своей сфере призван сыграть закон «О благотворительной деятельности в Ярославской области».

Из 1033 постановлений Думы (на начало декабря 2003 года) почти половина была посвящена принятию областных законов. Значительная часть  касалась вопросов организации депутатской деятельности, согласования назначений федеральных и мировых судей, выдвижения собственных законодательных инициатив или поддержки инициатив законодательных собраний других российских регионов.

Заключение

Государственная Дума Ярославской области за    десять лет своей работы смогла заложить       фундамент устойчивого социально-экономического развития региона. За прошедшее время удалось сформировать мощную базу регионального законодательства. Дума, в которой представлены интересы разных слоев населения  Ярославской области, явилась  гарантом  стабильности  социально-политической ситуации в регионе.

При использовании материалов сайта ссылка обязательна!