З А К О Н

Ярославской области

 

Об обращениях граждан

 

Принят Государственной Думой

Ярославской области

17 февраля 2004 года

 

  

Настоящий Закон в целях защиты прав и свобод человека и гражданина определяет порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и основан на положениях международных договоров Российской Федерации в области прав человека и гражданина, Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Ярославской области.

Статья 1.     Право граждан на обращения

1. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и к должностным лицам указанных органов.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на обращение в органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и к должностным лицам указанных органов наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностные лица указанных органов в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, а также давать на них мотивированные ответы.Обращения граждан регистрируются в установленном порядке в день поступления. 

Статья 2.     Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

- обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или иной вид обращения гражданина в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;

- коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания;

- должностные лица органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области - лица, наделенные исполнительно-распорядительными полномочиями в органах государственной власти Ярославской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области соответственно.

Статья 3.     Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона не распространяется на обращения граждан, в отношении которых действующим законодательством установлен специальный порядок рассмотрения.

Статья 4.     Обращение, изложенное в письменной форме

1. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать:

- наименование органа или должностного лица, которым направляется обращение;

- изложение существа обращения;

- фамилию, имя, отчество и данные о месте жительства гражданина;

- дату и личную подпись.

2. Обращение гражданина, не содержащее сведений о его фамилии, месте жительства и личной подписи, признается анонимным.

Статья 5.     Основания для оставления обращения без рассмотрения

1. Не подлежат рассмотрению изложенные в письменной форме:

- анонимные обращения;

- обращения, в которых содержатся неприличные, оскорбительные выражения.

2. В случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, граждане не извещаются об оставлении их обращений без рассмотрения.

 

Статья 6.     Личный прием граждан

1. Руководители и другие должностные лица органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области обязаны проводить личный прием граждан по вопросам в пределах своей компетенции в установленные и доведенные до сведения граждан дни и часы.

2. На личном приеме граждане вправе обратиться как письменно, так и устно.

Статья 7.     Подведомственность дел об обращениях граждан

1. Обращения граждан разрешаются органами государственной власти Ярославской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностными лицами указанных органов в соответствии с их компетенцией.

2. Обращения граждан подаются в те органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и тем должностным лицам указанных органов, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопросов, поставленных в этих обращениях.

3. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностные лица указанных органов, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют эти обращения по принадлежности не позднее чем в пятидневный срок со дня их поступления, извещая об этом граждан, подавших обращения, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

4. Запрещается направлять обращения граждан для разрешения органам и должностным лицам, решения и действия (или бездействие) которых обжалуются в этих обращениях.

Статья 8.     Сроки рассмотрения обращений граждан

1. Обращения граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня их поступления в орган государственной власти Ярославской области или орган местного самоуправления муниципального образования Ярославской области, обязанный решить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.

2. Обращения военнослужащих и членов их семей разрешаются в срок до 15 дней со дня их поступления в орган государственной власти Ярославской области или орган местного самоуправления муниципального образования Ярославской области, обязанный решить вопрос по существу.

3. В случаях, когда для разрешения обращения гражданина требуется проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения такого обращения может быть продлен в соответствии с действующим законодательством.

Статья 9.     Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан

Запрещается разглашение сведений о частной жизни гражданина без его согласия, ставших известными органам государственной власти Ярославской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностным лицам указанных органов в связи с рассмотрением обращения гражданина.

Статья 10.Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению обращений граждан

1. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностные лица указанных органов, к непосредственному ведению которых относится разрешение вопросов, поставленных в обращении гражданина (граждан), обязаны:

- рассмотреть обращение по существу в установленные настоящим Законом сроки;

- принять обоснованное решение по обращению и обеспечить его исполнение;

- сообщить гражданину (гражданам), подавшему (подавшим) обращение, о результатах его рассмотрения и принятом решении, указав мотивы принятия этого решения;

- указать орган или должностное лицо, которым может быть обжаловано принятое по обращению решение.

2. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и должностные лица указанных органов обязаны проводить учет, анализ и обобщение вопросов, поднимаемых в обращениях граждан, с целью выявления и устранения причин, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Статья 11.Организация рассмотрения обращений граждан

1. Органы государственной власти Ярославской области организуют рассмотрение обращений граждан в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, в соответствии с нормативными правовыми актами этих органов, принимаемыми на основании общих положений о порядке рассмотрения обращений граждан в Ярославской области, утверждаемых Губернатором Ярославской области.

2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области организуют рассмотрение обращений граждан в порядке и сроки, установленные настоящим Законом, на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований Ярославской области, принимаемых с учетом общих положений о порядке рассмотрения обращений граждан в Ярославской области.

Статья 12.  Ответственность должностных лиц за нарушения законодательства об обращениях граждан

Должностные лица несут ответственность за нарушения законодательства об обращениях граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.

Статья 13.  Ответственность граждан

Гражданин, подавший обращение, содержащее материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц, несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 14.Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его официального опубликования.

2. Общие положения о порядке рассмотрения обращений граждан в Ярославской области утверждаются Губернатором Ярославской области в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.

3. Нормативные правовые акты органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.

   

Губернатор

Ярославской области                                                                    А.И. Лисицын

 

__________________2004 г.

№ ________