З А К О Н

Ярославской области

Об условиях реализации права отдельных категорий граждан

на предоставление жилых помещений по договорам социального найма

Принят Государственной Думой

Ярославской области

28 июня 2005 года

Настоящий Закон направлен на обеспечение государственных гарантий отдельным категориям граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области, определяемым в порядке, установленном настоящим Законом, в целях реализации их конституционного права на жилище в виде предоставления им жилого помещения на условиях договора социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области либо муниципальном жилищном фонде на территории Ярославской области в связи с установленной в соответствии с действующим законодательством уполномоченными органами их нуждаемостью в жилых помещениях.

Статья 1. Общие положения

1. Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с определением порядка признания малоимущими граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории Ярославской области и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда на территории Ярославской области по договорам социального найма, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи нуждающегося в жилом помещении гражданина, и стоимости имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению; ведением учета таких граждан; установлением иных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда Ярославской области по договорам социального найма, и предоставлением им жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области.

2. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются законно находящимся на территории Ярославской области гражданам Российской Федерации, место жительства которых расположено в пределах Ярославской области. Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

3. Критериями принятия на учет граждан в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ярославской области на условиях договора социального найма являются:

1) нуждаемость в жилом помещении, определяемая по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) отнесение гражданина к малоимущим в порядке, установленном настоящим Законом.

4. Критериями принятия на учет граждан в целях предоставления им жилых помещений государственного жилищного фонда Ярославской области на условиях договора социального найма являются:

1) нуждаемость в жилом помещении, определяемая по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) отнесение гражданина к категориям граждан, установленным статьей 15 настоящего Закона.

Статья 2. Основные термины

1. Для целей настоящего Закона применяемые термины означают:

1) малоимущие граждане – нуждающиеся в жилом помещении граждане, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), и стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, определенные в порядке, установленном настоящим Законом, дают право на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде на условиях договора социального найма;

2) состав семьи – совокупность связанных между собой родством или свойством либо семейными отношениями физических лиц – членов семьи, совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство (супруги, проживающие с ними их дети, в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы, братья, сестры, их родители, а также иные физические лица, вселенные собственником (нанимателем) помещения, в котором проживает семья, в качестве ее члена);

3) член семьи – физическое лицо, входящее в состав семьи;

4) гражданин-заявитель – гражданин, проживающий одиноко или в составе семьи, обратившийся в орган учета от своего имени либо в интересах членов своей семьи и осуществляющий в последнем случае, в том числе, представительство членов своей семьи перед органом учета в установленном гражданским законодательством порядке;

5) орган учета – орган местного самоуправления, уполномоченный на исчисление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающихся в жилом помещении граждан, и определение стоимости имущества, находящегося в собственности таких граждан и членов их семей (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, и признающий по этим основаниям таких граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, а также на ведение учета таких граждан и принятие решений о предоставлении жилого помещения;

6) учет малоимущих граждан – регистрация граждан, признанных в установленном настоящем Законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, принятых на учет для получения жилого помещения по договору социального найма, с одновременным аккумулированием сведений, поданных такими гражданами для признания их малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма;

7) учетный период – календарный год, предшествующий году обращения в органы учета.

2. Иные термины и понятия, используемые в настоящем Законе, по своему содержанию соответствуют аналогичным терминам и понятиям, используемым в Жилищном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации.

Статья 3. Правовая основа предоставления жилых помещений по договорам социального найма на территории Ярославской области

Правовую основу предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Ярославской области и муниципального жилищного фонда на территории Ярославской области составляют Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, настоящий Закон и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

Статья 4. Порядок обращения граждан в орган учета

1. Граждане, нуждающиеся в жилом помещении, вправе обратиться с письменным заявлением, подписанным всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами их семей, в орган учета по месту своего жительства в соответствующем муниципальном образовании Ярославской области с целью признания их в порядке, определяемом настоящим Законом, малоимущими и для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, равных или ниже величины таковых, установленных соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, при обращении в орган учета предоставляют подлинные документы, позволяющие определить состав их семей, исчислить размер дохода, приходящегося на каждого члена их семей, и установить вид и стоимость имущества, находящегося в собственности членов их семей и подлежащего налогообложению, действительные на дату обращения в орган учета, а также документы, подтверждающие отнесение граждан к нуждающимся в жилом помещении по основаниям, установленным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также копии всех необходимых документов, которые после сличения с подлинниками документов заверяются органом учета и приобщаются к материалам его учетного дела. Заявление гражданина регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан, форма которой установлена в Приложении 1 к настоящему Закону, с целью постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

3. Одновременно с заявлением, поданным гражданином, им представляются:

1) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о заключении брака, свидетельства о рождении детей, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи, о вселении, иные подобные документы);

2) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении (выписка из домовой книги, выписка из лицевого счета, документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином-заявителем и членами его семьи (договор, ордер, решение о предоставлении жилого помещения, судебное решение о вселении), выписка из технического паспорта, выданная организацией технической инвентаризации, с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией, справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности заявителю и членам его семьи в Ярославской области);

3) документы, позволяющие исчислить размер дохода гражданина-заявителя и дохода, приходящегося на каждого члена его семьи, полученного в течение учетного периода (справки о доходах физических лиц по форме 2, 3, 4 НДФЛ, копии налоговых деклараций о доходах за учетный период, заверенные налоговыми органами, справки из органов социальной защиты о социальных выплатах и другие документы, подтверждающие доходы гражданина-заявителя и всех трудоспособных членов его семьи за указанный период);

4) документы, позволяющие установить вид и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению (документы, подтверждающие наличие в собственности налогооблагаемого имущества, содержащие следующие реквизиты: дата, номер договора или акта, обосновывающего приобретение имущества, фамилия, имя, отчество собственника, сведения о виде собственности (личная, общая), для совместной собственности – сведения о сособственниках, их фамилии, имена, отчества и (или) наименования юридических лиц, для долевой собственности – доля лица, о котором предоставляются сведения, справки налоговых органов, подтверждающие стоимость принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю и членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю налогооблагаемого имущества, выписки из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Ярославской области);

5) документы, дающие основания относить гражданина-заявителя либо члена его семьи к категориям граждан, указанным в части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации;

6) заявление о том, что гражданин-заявитель и (или) члены его семьи с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет, предшествующих году обращения в органы учета, не совершал (не совершали) действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых им (ими) жилых помещений или к их отчуждению;

7) заявление о согласии на проведение проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах, по форме, установленной в Приложении 2 к настоящему Закону.

4. Гражданину-заявителю должностным лицом органа учета, принявшим представленные документы, выдается расписка в получении документов, копий документов с указанием их перечня, даты и времени их получения органом учета, фамилии и должности принявшего документы и выдавшего расписку должностного лица. Датой и временем получения органом учета документов считается дата и время представления полного комплекта документов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи.

Статья 5. Проверка полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных гражданином документах

1. Орган учета в течение тридцати рабочих дней со дня обращения гражданина-заявителя с целью признания его малоимущим и нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, в отношении этих сведений. Сбор в ходе проверки иной информации, касающейся гражданина-заявителя и членов его семьи, не относящейся к проверяемым сведениям, строго запрещается.

2. Органы государственной власти Ярославской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, организации всех форм собственности, расположенные на территории Ярославской области, оказывают содействие органу учета в проверке представленных гражданином сведений и предоставляют запрашиваемую органом учета информацию в течение двух рабочих дней посредством факсимильной связи, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая «Интернет»), а в случае необходимости истребования дополнительных документов – в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса этими органами (организациями).

Статья 6. Виды доходов гражданина-заявителя, учитываемые при исчислении размера его дохода и дохода, приходящегося на каждого члена его семьи

1. При исчислении размера дохода гражданина-заявителя и дохода, приходящегося на каждого члена семьи, органом учета учитываются все виды доходов, полученные гражданином-заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином-заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе:

1) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с действующим законодательством о порядке расчета среднего заработка;

2) средний заработок, сохраняемый в случаях, установленных трудовым законодательством;

3) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

4) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников;

5) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся:

а) пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров;

б) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

в) стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно-исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах;

д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

е) ежемесячное пособие на ребенка;

ж) ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

з) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе;

и) ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;

к) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

6) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в пункте 5 части 1 настоящей статьи, и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями;

7) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности гражданину-заявителю, членам его семьи или одиноко проживающему гражданину-заявителю (доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств);

8) иные доходы гражданина-заявителя и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются:

а) денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в части 2 настоящей статьи), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации;

б) единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы;

в) оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

г) материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

д) авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования;

е) доходы от занятий предпринимательской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства;

ж) доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций;

з) алименты, получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем;

и) проценты по банковским вкладам;

к) наследуемые и подаренные денежные средства;

л) денежные средства, выплачиваемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного;

м) денежные средства, полученные из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях;

н) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, установленных следующими законами:

- Законом Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- Федеральным законом от 12.01.95 № 5-ФЗ «О ветеранах»;

- Федеральным законом от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

- Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

- Законом Ярославской области от 07.12.2004 № 47-з «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

у) суммы предоставленной государственной социальной помощи.

2. При исчислении размера дохода гражданина-заявителя не учитываются доходы, полученные им по месту нахождения, если указанный гражданин относится к категориям:

1) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов;

2) военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключивших контракта о прохождении военной службы;

3) граждан, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

4) граждан, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

5) граждан, находящихся на принудительном лечении по решению суда;

6) граждан, пропавших без вести и находящихся в розыске;

7) граждан, проживающих на основе полного государственного обеспечения в жилых помещениях учреждений системы социального обслуживания населения и образовательных учреждений, осуществляющих содержание и обучение воспитанников, Ярославской области.

Статья 7. Порядок учета и исчисления размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя

1. Для целей исчисления размера дохода, приходящегося на гражданина-заявителя и каждого члена его семьи, принимаются во внимание все виды доходов, полученных гражданином-заявителем и членами его семьи в денежной и натуральной форме, перечень которых установлен статьей 6 настоящего Закона.

2. Доходы, сведения о которых предоставлены гражданином-заявителем в отношении себя и членов своей семьи, учитываются в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

3. Учету подлежат доходы, полученные гражданином-заявителем и членами его семьи в течение учетного периода.

4. Доходы индивидуальных предпринимателей подтверждаются копиями налоговых деклараций о доходах за учетный период, заверенными налоговыми органами.

5. При выплате заработной платы, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в более поздние сроки по отношению к периоду, за который они подлежали начислению и выплате в соответствии с действующим законодательством, суммы полученных заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера учитываются в том периоде, за который эти заработная плата и выплаты подлежали начислению и выплате.

Суммы оплаты сезонных, временных и других видов работ, выполняемых по срочным трудовым договорам, доходов от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности учитываются в доходах семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя за те месяцы, которые приходятся на учетный период.

Доходы, полученные членом крестьянского (фермерского) хозяйства, учитываются исходя из их размеров, установленных заключенным в определенном законодательством Российской Федерации порядке соглашением (договором) между членами крестьянского (фермерского) хозяйства об использовании плодов, продукции и доходов, которые получены в результате деятельности этого хозяйства.

6. Орган учета на основании сведений, содержащихся в представленных гражданином документах, устанавливает размер дохода, приходящегося на каждого члена его семьи, в учетном периоде в следующем порядке:

1) исчисляет среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя путем деления суммы всех доходов, полученных в течение учетного периода, на число месяцев, в течение которых они (он) имели (имел) эти доходы;

2) исчисляет среднемесячный совокупный доход семьи в учетном периоде путем сложения сумм установленных среднемесячных доходов каждого члена семьи;

3) исчисляет размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на каждого члена семьи в учетном периоде, путем деления величины среднемесячного совокупного дохода семьи в учетном периоде на количество членов семьи; при этом из числа членов семьи исключаются трудоспособные граждане, не имеющие доходов в течение учетного периода.

Статья 8. Виды имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина-заявителя и в собственности членов его семьи, стоимость которого учитывается при оценке общей стоимости имущества гражданина-заявителя и членов его семьи

1. В целях настоящего Закона учитывается стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи, которое в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах относится к видам имущества, подлежащего налогообложению.

2. Учету в целях настоящего Закона подлежит стоимость следующего имущества, отвечающего требованиям, указанным в части 1 настоящей статьи:

1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, права на которые зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) земельные участки сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, включая земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, за исключением земельных участков суммарной площадью не свыше 0,25 гектара, предоставленных гражданам для ведения садоводства или огородничества и находящихся в их собственности.

3. Не подлежит учету имущество, не являющееся объектом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе:

1) весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

2) автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения и фонд социального страхования в установленном законом порядке;

3) промысловые речные суда;

4) транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

4. Имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей долевой собственности нескольких граждан или в общей долевой собственности граждан и юридических лиц, а также имущество, признаваемое объектом налогообложения и находящееся в общей совместной собственности нескольких физических лиц, подлежит учету только в том случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налога на указанное имущество является гражданин-заявитель и (или) члены его семьи.

5. В случае внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах путем расширения перечня имущества, подлежащего налогообложению при исчислении налогооблагаемой базы по тому или иному налогу за учетный период, орган учета сообщает гражданам, отнесенным ранее к категории малоимущих, о необходимости дополнительного представления сведений о стоимости такого имущества для повторного определения общей стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и (или) членов его семьи.

6. В случае внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах путем исключения имущества из перечня имущества, подлежащего налогообложению при исчислении налогооблагаемой базы по тому или иному налогу за учетный период, орган учета проводит инвентаризацию учетных дел граждан, признанных в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении по договору социального найма, с целью определения общей стоимости имущества, подлежащего налогообложению и находящегося в собственности гражданина-заявителя и (или) членов его семьи.

Статья 9. Порядок определения общей стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи

1. Для целей определения общей стоимости имущества в учетном периоде, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, принимается во внимание стоимость всех видов имущества, являющегося объектом налогообложения в Российской Федерации.

2. Определение стоимости недвижимого имущества, за исключением земельных участков, производится органом учета на основании документов, выданных налоговыми органами по месту нахождения указанного имущества, содержащих необходимые для этого сведения. При этом в расчет принимается инвентаризационная стоимость указанного имущества.

3. Для определения стоимости земельных участков в расчет принимается кадастровая стоимость земли.

4. Для определения стоимости транспортного средства используются данные, установленные оценкой транспортного средства, произведенной независимой экспертной организацией.

5. При оценке стоимости имущества в целях настоящего Закона не учитываются льготы, предоставленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах при налогообложении имущества отдельным категориям налогоплательщиков в целях снижения налогового бремени.

6. Не учитывается стоимость имущества, на которое в течение учетного периода обращено взыскание по обязательствам собственника, а также имущества, отчужденного в связи с изъятием участка, на котором оно находилось, для государственных или муниципальных нужд, реквизированное и конфискованное имущество.

Статья 10. Признание гражданина малоимущим

1. По окончании проверки сведений, содержащихся в документах, представленных гражданином-заявителем, исчислив размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи гражданина-заявителя, и оценив общую стоимость имущества, подлежащего налогообложению, находящегося в собственности гражданина-заявителя и в собственности членов его семьи, стоимость которого подлежит оценке в целях настоящего Закона, орган учета соотносит исчисленные в отношении гражданина-заявителя размер дохода, приходящегося на каждого члена его семьи, и общую стоимость имущества, находящегося в собственности его семьи и подлежащего налогообложению, с установленными органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальным размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимостью имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

2. Если полученные величины меньше или равны по отношению к установленным органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области минимальному размеру дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и минимальной стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, орган учета принимает решение о признании гражданина-заявителя, членов его семьи (одиноко проживающего гражданина-заявителя) малоимущими (малоимущим). В иных случаях орган учета принимает решение об отсутствии у гражданина-заявителя, членов его семьи (одиноко приживающего гражданина-заявителя) оснований для признания малоимущими (малоимущим). О принятом решении орган учета уведомляет гражданина-заявителя не позднее, чем через три  рабочих дня со дня принятия такого решения.

3. Решение органа учета, указанное в части 2 настоящей статьи, гражданин-заявитель, член его семьи вправе обжаловать в суд.

Статья 11. Порядок признания малоимущих граждан нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма

1. Основаниями постановки на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде являются:

1) наличие решения о признании в порядке, установленном настоящим Законом, гражданина малоимущим;

2) отнесение граждан к нуждающимся в жилом помещении по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

2. В случае наличия у нанимателя жилого помещения по договору социального найма и (или) членов его семьи, у собственника жилого помещения и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, обеспеченность жилыми помещениями определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

3. Граждане, которые совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий с намерением быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 12. Порядок ведения учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма

1. Учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, осуществляется органом учета по их месту жительства.

2. По результатам рассмотрения указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Закона документов и при наличии решения о признании гражданина малоимущим орган учета не позднее, чем через тридцать рабочих дней со дня представления полного комплекта документов принимает решение о постановке на учет малоимущего гражданина-заявителя в качестве нуждающегося в жилом помещении либо об отказе в принятии малоимущего гражданина-заявителя на учет. О принятом решении гражданин-заявитель уведомляется не позднее, чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения.

3. Отказ в принятии малоимущего гражданина-заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается в случаях, когда:

1) не представлены все необходимые для постановки на учет документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек срок, предусмотренный частью 3 статьи 11 настоящего Закона.

Решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано малоимущим гражданином-заявителем или членом его семьи в судебном порядке.

4. При рассмотрении заявлений, поданных несколькими малоимущими гражданами в один день, их очередность определяется по времени подачи заявления с полным комплектом необходимых документов.

5. Принятые на учет граждане включаются в Книгу регистрации граждан, принятых на учет для получения жилого помещения по договору социального найма (далее – Книга учета), форма которой установлена в Приложении 3 к настоящему Закону.

6. В Книге учета не допускаются подчистки. Поправки и изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма.

7. На каждого малоимущего гражданина-заявителя, принятого на учет нуждающихся в жилом помещении на условиях договора социального найма, заводится учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы, послужившие основанием для принятия решения о постановке на учет. Учетному делу присваивается номер, соответствующий порядковому номеру в Книге учета.

8. На основании Книги учета органом учета составляются списки граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма (далее – списки граждан):

1) список граждан, имеющих право в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма;

2) список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договору социального найма в порядке общей очереди.

Указанные списки граждан формируются в той же хронологической последовательности, в которой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

Граждане имеют право на ознакомление с указанными списками.

9. Орган учета обеспечивает надлежащее хранение Книг учета, учетных дел и списков граждан, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

10. Книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела хранятся десять лет со дня предоставления жилого помещения.

11. Если граждане, принятые на учет в целях предоставления им жилых помещений по договору социального найма, в период нахождения на указанном учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых ими жилых помещений или к их отчуждению, то общая площадь предоставляемого им жилого помещения по договору социального найма определяется в порядке, установленном частью 6 статьи 14 настоящего Закона.

12. Орган учета ежегодно с 1 января по 31 марта проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган учета следующие документы, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении:

1) заявление-подтверждение наличия оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) заявление об изменении в составе сведений, поданных ранее в орган учета с целью признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилом помещении, влияющих на определение оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, с приложением новых документов, подтверждающих произошедшие изменения.

13. Орган учета осуществляет выборочные проверки в отношении граждан, подавших заявление-подтверждение, и обязательные проверки обоснованности отнесения гражданина-заявителя к категории нуждающихся в жилом помещении малоимущих граждан по вновь предоставленным документам в случае изменения в составе сведений, поданных гражданином-заявителем ранее.

14. Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за малоимущими гражданами-заявителями до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета.

15. Граждане-заявители снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда в другое муниципальное образование на постоянное жительство;

4) приобретения ими за счет бюджетных средств, выделенных в установленном порядке органом государственной власти или органом местного самоуправления, жилого помещения – с даты проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти субсидии на строительство жилого дома и выделения органом местного самоуправления земельного участка для этих целей;

6) выявления в представленных ими в орган учета сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, установления по решению суда совершения неправомерных действий должностных лиц органа учета с целью принятия положительного решения о принятии на учет.

16. Решение о снятии с учета гражданина-заявителя в качестве нуждающегося в жилом помещении должно содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии с учета граждан-заявителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее, чем через три рабочих дня со дня их принятия и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

17. Если после снятия с учета по основаниям, предусмотренным в части 15 настоящей статьи, у гражданина вновь возникло право принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, то принятие на учет производится на общих основаниях.

Статья 13. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам в муниципальном жилищном фонде

Жилые помещения по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Основанием для вселения в предоставленное жилое помещение является договор социального найма, заключаемый по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Статья 14. Гарантии при предоставлении жилого помещения по договору социального найма малоимущим гражданам в муниципальном жилищном фонде

1. Малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях на условиях договора социального найма, предоставляются изолированные, благоустроенные применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям жилые помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления, исходя из времени принятия на учет (в порядке очередности).

2. Жилые помещения менее нормы предоставления на одного человека предоставляются только с согласия гражданина-заявителя и всех совершеннолетних членов его семьи без снятия их с учета.

3. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

4. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются в соответствии с установленными статьей 58 Жилищного кодекса Российской Федерации правилами учета законных интересов граждан.

5. Перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить в орган учета документы, подтверждающие наличие оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Закона, а также по форме, установленной в Приложении 4 к настоящему Закону, письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади на условиях социального найма за исключением случаев предоставления жилого помещения в дополнение к имеющемуся жилому помещению.

6. Гражданам, указанным в части 3 статьи 11 настоящего Закона, по истечении пяти лет с момента совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий с намерением быть признанными нуждающимися в жилых помещениях, жилое помещение по договору социального найма предоставляется общей площадью, величина которой рассчитывается как разница между величиной площади жилого помещения, причитающейся для семьи такого гражданина по норме предоставления, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, и величиной общей площади жилого помещения, на которую уменьшился размер занимаемого семьей жилого помещения в результате совершения умышленных действий.

Статья 15. Категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области

Право на предоставление жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области имеют:

1) граждане, утратившие единственное жилое помещение вследствие чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, пожара, при отсутствии противоправных действий со стороны самих граждан, утративших жилое помещение, в случае если они не подлежат учету в органах местного самоуправления как малоимущие;

2) семьи граждан, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а также семьи, в которых родилось одновременно двое детей (при наличии в семье других детей в возрасте до 18 лет) либо в которых родилось одновременно трое и более детей;

3) граждане, замещающие государственные должности Ярославской области и должности гражданской службы Ярославской области, в случаях, установленных постановлением Губернатора Ярославской области;

4) граждане, внесшие особый вклад в развитие Ярославской области, а также имеющие выдающиеся заслуги перед Ярославской областью, в случаях, установленных постановлением Губернатора Ярославской области.

Статья 16. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области отдельным категориям граждан

1. Жилое помещение государственного жилищного фонда Ярославской области предоставляется на условиях договора социального найма исходя из фактического наличия свободных изолированных жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области с соблюдением требований части 4 статьи 1 настоящего Закона.

2. Учетная норма площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров общей площади.

3. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается в размере 14 квадратных метров общей площади.

4. Для предоставления жилого помещения граждане, указанные в статье 15 настоящего Закона, представляют в уполномоченный на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области орган государственной власти Ярославской области заявление с приложением документов, указанных в пунктах 1, 2, 6, 7 части 3 статьи 4 настоящего Закона, а также документов, подтверждающих основания отнесения их к категориям граждан, установленным статьей 15 настоящего Закона; при этом порядок обращения в указанный орган, регистрации заявлений граждан аналогичен порядку, установленному настоящим Законом для обращения в орган учета и регистрации им заявлений граждан.

5. Орган государственной власти Ярославской области, уполномоченный на осуществление права собственности в отношении объектов государственного жилищного фонда Ярославской области, заводит учетное дело в порядке, установленном статьей 12 настоящего Закона, и, проведя проверку всех сведений, поданных гражданином, принимает решение о постановке на учет в целях предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма в государственном жилищном фонде Ярославской области. О принятом решении указанный орган уведомляет гражданина в месячный срок со дня представления полного комплекта необходимых документов.

6. В месячный срок со дня освобождения жилых помещений в государственном жилищном фонде Ярославской области гражданину сообщается о предоставлении ему жилого помещения. Указанное сообщение является основанием для заключения договора социального найма. Форма договора утверждается Правительством Российской Федерации. Договор социального найма является основанием для вселения в предоставляемое жилое помещение.

7. Жилые помещения в государственном жилищном фонде Ярославской области предоставляются в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, с соблюдением гарантий, установленных частями 1-4 статьи 14 настоящего Закона.

Статья 17. Контроль за ведением учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма

1. Контроль за ведением в муниципальных образованиях Ярославской области учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.

2. Администрация Ярославской области и орган исполнительной власти Ярославской области, проводящий единую государственную политику и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в жилищно-коммунальном комплексе на всей территории Ярославской области, осуществляют контроль за ведением учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, осуществляемого уполномоченным органом государственной власти.

Статья 18. Переходные положения

1. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

2. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, снимаются с учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до 1 марта 2005 года давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

3. Гражданам, указанным в части 1 настоящей статьи, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом; при этом в отношении указанных граждан не применяются положения настоящего Закона, устанавливающие порядок признания граждан малоимущими с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи нуждающегося в жилом помещении гражданина, и стоимости имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи и подлежащего налогообложению.

4. Граждане, указанные в части 1 настоящей статьи, ежегодно с 1 января по 31 марта проходят перерегистрацию, в ходе которой предоставляют документы, подтверждающие наличие оснований, которые до 1 марта 2005 года давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

Статья 19. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2005 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу решение исполкома Ярославского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 27.02.89 № 65 «Об утверждении «Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Ярославской области».

Губернатор

Ярославской области                                                                        А.И. Лисицын

« 11 » июля 2005 г.

№ 40-з

Приложения (в формате word)