Государственная Дума Ярославской области

четвертого созыва

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от      27.09.2005                         №       205

О внесении в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской

Федерации в качестве законодательной

инициативы проекта федерального закона

«О внесении изменений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации,

регулирующие вопросы социальной поддержки

граждан, подвергшихся политическим репрессиям»

Государственная Дума Ярославской области

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям».

2. Направить проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям» в Правительство Российской Федерации на заключение.

3. Уполномочить депутата Государственной Думы Ярославской области Никольскую Веру Николаевну представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу Государственной Думы Ярославской области.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Государственной Думы

Ярославской области                                                                         А.Г. Крутиков

Вносится Государственной Думой
Ярославской области

Проект

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной

поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям

          Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года           № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991,      № 44, ст. 1428; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 22, ст. 1184; № 28, ст. 1624; 1993, № 1, ст. 21; Российская газета, 1993, 15 октября; Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 52, ст. 5086; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995,  № 22, ст. 2168; № 45, ст. 4242; 1996, № 24, ст. 2888; 2000, № 33, ст. 3348;  № 33, ст. 3429; 2001, № 1 (часть 1), ст.2; № 53 (часть 1), ст. 5030; 2002, № 52 (часть 1), ст. 5132; 2003, № 6, ст. 509; № 43, ст. 4108; № 52 (часть 1), ст. 5038; 2004,      № 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в части первой статьи 12 слова «законами субъектов Российской Федерации» заменить словами «иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»;

2) в статье 13 слово «субъектов» исключить;

3) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

а) внеочередное оказание медицинской помощи;

б) первоочередная установка телефона;

в) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

г) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

д) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади). Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами, и совместно с ними проживающим членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

е) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, являющимся пенсионерами, и совместно с ними проживающим членам их семей, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, являющиеся пенсионерами, имеют право на ежемесячную денежную выплату. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере 800 рублей.

Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту Российской Федерации независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту Российской Федерации по выбору гражданина.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года  № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии.

Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Финансовое обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, является расходным обязательством Российской Федерации.»;

4) дополнить статьей 162 следующего содержания:

«Статья 162

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных пунктами «д» и «е» части первой статьи 16 настоящего Закона.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджету субъекта Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, на основании утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на один квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки и размера занимаемой площади. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3699; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в части 1 статьи 5 слова «реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий» исключить;

2) статью 61 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

«10) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.».

Статья 3

Внести в статью 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года         № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2000, № 31, ст. 3205; 2000,  № 25, ст. 2728; 2001, № 7, ст. 608; 2002, № 16, ст. 1601; № 19, ст. 1792; № 30 ст. 3024; № 50, ст. 4930; 2003, № 27 (часть 2), ст. 2709; 2004, № 25, ст. 2484;  № 50, ст. 4950; 2005,    № 1 (часть 1) ст. 17, 25) изменение, исключив из пункта 24 слова «жертв политических репрессий».

           Президент

Российской Федерации


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации, регулирующие вопросы

 социальной поддержки граждан,

подвергшихся политическим репрессиям»


            Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено разграничение полномочий и расходных обязательств между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социальной поддержки отдельных категорий граждан. В частности, установление мер социальной поддержки жертв политических репрессий отнесено к ведению субъектов Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов.

          Установление мер социальной поддержки указанной категории граждан законами субъектов Российской Федерации не обоснованно и необъективно, так как ставит их в неравные условия в связи с различиями экономических и финансовых возможностей регионов.

          Часть льготников  – жертвы политических репрессий оказались в наименее выгодном положении по сравнению с федеральными, поскольку в соответствии с изменениями налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации значительная часть налоговых отчислений поступает в федеральный  бюджет.

          В связи с изложенным Государственной Думой Ярославской области вносится проект федерального закона, предусматривающий отнесение социальной поддержки лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, к ведению Российской Федерации. Проектом предусматривается сохранение части мер социальной защиты, которые были установлены федеральным законодательством до 1 января 2005 года, и замена части льгот ежемесячной денежной выплатой.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации, регулирующие вопросы

 социальной поддержки граждан,

подвергшихся политическим репрессиям»

Принятие проекта федерального закона потребует увеличения расходов федерального бюджета на 799722 тыс. руб. в месяц, что включает:

1) расходы на ежемесячную денежную выплату – 616800 тыс. руб. (из расчета количества получателей ежемесячной денежной выплаты – 771 тыс. чел.);

2) расходы на компенсацию льгот по оплате жилья и коммунальных услуг – 162922 тыс. руб. (из расчета количества получателей льгот и совместно с ними проживающих членов семей – 1032 тыс. чел.).

Также необходимо учесть в расходах федерального бюджета дополнительные средства по обеспечению данных категорий льготников протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями.

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,

изменению или принятию в связи с принятием  проекта

федерального закона «О внесении изменений в некоторые

законодательные акты Российской Федерации,

регулирующие вопросы  социальной поддержки граждан,

подвергшихся политическим репрессиям»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, регулирующие вопросы социальной поддержки граждан, подвергшихся политическим репрессиям» потребует внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2005 год».