БИОГРАФИЯ

ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА
Выборы 1995 г.
Выборы 1999 г.
Выборы 2003 г.
Назначение 2006 г.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Открытый урок Губернатора 1 сентября 2007 года
Интервью Анатолия Лисицына газете «Золотое кольцо» 16.12.2006
Анатолий Лисицын: юбилей "Шинника" ознаменовали победой!
Интервью Анатолия Лисицына журналу "Бюджет" февраль 2007 года
Интервью Анатолия Лисицына журналу «Регион-Центр», №№1-3 2006.
Интервью Анатолия Лисицына журналу «Губернский город», сентябрь 2006 года.
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ОТ ВЫЖИВАНИЯ К БЛАГОПОЛУЧИЮ"
Об итогах выполнения программы
Приложение
ГУБЕРНАТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ГОРОДСКИЕ ДОРОГИ"
ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ ЯРОСЛАВСКИХ ГУБЕРНАТОРОВ
ОТДЕЛ ПО РАБОТЕ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН

БОГДАНОВА
Анна Павловна

- Пресс-секретарь Губернатора области

150000, г. Ярославль, Советская площадь, д. 3
тел. (4852) 32-93-61

© Департамент региональной политики Администрации Ярославской области
тел (4852) 30-30-77
факс 72-89-06

Техническое сопровождение - Департамент информатизации и связи Ярославской области
тел. (4852) 72-90-92

Rambler's Top100

<< на сайт администрации  << на главную  << english page

Анатолий ЛИСИЦЫН:
«Мы должны совершить прорыв во всех направлениях»

Губернатор области Анатолий Лисицын во время визита Президента России Владимира Путина в Ярославль обратился к нему с вопросом о доверии. 2 ноября 2006 года в ходе заседания Государственной Думы Ярославской области по представлению Президента РФ Владимира Путина Анатолий Лисицын был наделен полномочиями губернатора.

О своих целях и задачах на ближайшие четыре года глава региона рассказал в интервью.

– Сегодня в мире произошли существенные изменения в экономике и политике, которые ни Россия, ни Ярославская область не могут проигнорировать. В XXI веке обострилась конкуренция уже не только между странами, но и среди отдельных регионов за привлечение инвестиций, высокопрофессиональных кадров и туристов. Одно только предстоящее вступление России в ВТО способно существенно изменить расклад в экономике России, поставив на грань выживания целые отрасли промышленности.   

Все эти современные тенденции требуют качественно нового подхода администрации Ярославской области к управлению территорией. Мы не можем стоять на месте и ждать, пока другие регионы привлекают инвестиции, развивают инфраструктуру и начинают догонять, а то и опережать нас по темпам развития. Я четко представляю себе, что и как нужно делать, чтобы сохранить лидирующее положение нашей области среди регионов Центральной России и использовать имеющиеся возможности территории для появления новых «точек роста».

Кроме того, начатые крупные проекты должны быть завершены до конца. В частности, одобренный Министерством транспорта РФ проект реконструкции окружной дороги, обходов к новому мосту через Волгу стоимостью около 27 млрд. рублей. Вся эта программа выросла из строительства второго моста через Волгу в Ярославле, который я никогда не рассматривал как единичный объект. Без наработанных связей, контактов и опыта реализовать такие масштабные проекты вряд ли возможно. В связи с этим я обратился к Президенту России с вопросом о доверии.

Моя управленческая команда сегодня состоит из опытных и неплохих работников. Я вместе с ними пережил тяжелое время неразберихи и хаоса 90­х годов, мы смогли удержать область от скатывания в экономическую дыру и обеспечили политическую стабильность, развитие промышленности и социальной сферы. Сегодня пришло время перемен. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что не все опытные члены моей команды, которые были эффективными работниками в 90­е годы, могут успешно работать в новых условиях и адекватно реагировать на вызовы в политике и экономике.

От администрации области сейчас требуется не только решение традиционных задач по обеспечению достойного уровня жизни населения, но и активная работа с инвесторами, пересмотр отношений с муниципальными образованиями, представление возможностей региона в России и за рубежом на современном уровне.

– Что за реформу вы намерены сделать в администрации области? Какого рода людей готовы привлечь в свою новую команду?

Я считаю, что в мою команду должны прийти новые, инициативные, экономически грамотные и профессиональные люди. Они должны обладать видением перспектив развития региона, чутко реагировать на быстроменяющиеся обстоятельства, владеть новыми управленческими технологиями и иметь опыт общения с людьми. Сейчас не время называть конкретно, кого я хочу пригласить в новую администрацию. У меня есть кандидатуры и на пост председателя правительства области, и на другие ответственные должности. Это могут быть и некоторые депутаты Ярославской областной думы, представители бизнеса, а также других сфер деятельности. Придет время, и вы все узнаете.

– Анатолий Иванович, какие задачи для себя вы считаете приоритетными на ближайшие четыре года?

– Определяя стратегию развития Ярославской области на ближайшие 5 – 10 лет, считаю необходимым сконцентрировать усилия администрации региона на выполнении четырех базовых задач. Первое – улучшение благосостояния и уровня жизни ярославцев. Для этого мы намерены и дальше совершенствовать работу системы образования, улучшать деятельность лечебных учреждений, органов социальной защиты. Одну из главных ролей в этом процессе будут играть приоритетные национальные проекты, которые сегодня направлены на качественное изменение работы больниц и школ. В ходе нашей встречи в Ярославле Владимир Путин заверил, что национальные проекты будут действовать в течение нескольких лет, что позволит приблизить наши медицину и образование к современному мировому уровню.

В сфере здравоохранения в ближайшие годы будет построен областной перинатальный центр и создана современная система оказания медицинской помощи матери и ребенку. Одновременно администрация области воспользуется кредитной линией в размере 28 млн. евро на 5 – 6 лет для модернизации областной онкологической службы. Мы хотим создать современную клинику по оперативной диагностике и лечению онкологических заболеваний, которые сегодня являются одной из главных причин высокой смертности населения. В рамках этого проекта ярославские врачи будут сотрудничать с ведущей отечественной клиникой – Российским онкологическим научным центром им. Блохина РАМН. Одновременно будет закуплено новейшее оборудование для областной кардиологической службы, что позволит в Ярославле делать сложные операции на сердце, а также снизит смертность от заболеваний сердечно­сосудистой системы.

В сфере образования мы наряду с уже активно проводимой реформой среднего общего и профессионального образования намерены всерьез заняться совершенствованием работы наших высших учебных заведений. Вузы области должны работать на современном уровне, давать качественное и конкурентоспособное образование, привлекать в Ярославль молодежь из соседних регионов Центра и Севера России, участвовать в развитии инноваций и внедрении их в экономику.

Один из главных проектов в этой сфере – создание в Ярославле на базе нескольких вузов единого крупного университета федерального уровня. На сегодняшний день речь идет об объединении ЯрГУ и ЯГТУ. В одиночку региональный вуз с количеством студентов в 6 – 8 тысяч человек не сможет привлечь необходимые ресурсы для развития материальной базы, повышения профессионального уровня преподавателей и в конечном счете может проиграть конкурентную борьбу за студентов более сильному сопернику.

Я рад, что научная общественность двух университетов поддержала мою инициативу. Одобрил проект и Президент России Владимир Путин, который поручил всем профильным ведомствам всемерно содействовать нашему проекту. Хочу отметить, что мы не собираемся рубить сплеча, а будем действовать взвешенно и аккуратно, чтобы не навредить. Проект создания единого крупного университета федерального уровня будет предусматривать трудоустройство и социальные гарантии для всех преподавателей и работников объединяемых вузов.

– Какую роль собирается играть администрация области в развитии экономики региона?

– Современные подходы к модернизации экономики и развитию инвестиционного потенциала региона являются второй и третьей задачами, которые я ставлю перед своей командой на ближайшие годы. Мы не должны потерять существующий в регионе промышленный потенциал. Для того чтобы наши предприятия были конкурентоспособны на мировом рынке, необходимо проводить постоянную модернизацию производства, обновлять устаревающие основные фонды, внедрять современные технологии и осваивать новые виды продукции.

Активную роль в этих процессах должны играть собственники и руководители предприятий. Со своей стороны администрация области может гарантировать поддержку инвестиционных проектов всеми законодательно разрешенными способами – от налоговых льгот на период окупаемости до поддержки в лоббировании интересов компаний на федеральном уровне и поисках новых рынков сбыта.

Наиболее успешный пример демонстрирует НПО «Сатурн». Эта компания сегодня стала лидером отечественного авиационного двигателестроения. Кооперация с французской фирмой Snecma позволяет предприятию модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии и начать выпуск продукции мирового уровня – двигателя SaM146 для семейства российских региональных самолетов. Одновременно компания вкладывает более 100 млн. долларов ежегодно в обновление основных фондов и проводит кардинальную реструктуризацию мощностей. Без этого не выжить и не стать лидером – таков закон современной экономики, который учитывает команда менеджеров предприятия во главе с Юрием Ласточкиным.

Такой же путь проходит ОАО «Русские краски» – модернизация производства, создание совместного предприятия с одним из глобальных игроков на лакокрасочном рынке – американским концерном DuPont. Это партнерство не только позволит заводу выйти на новый уровень технологий и стандартов производства продукции, но и стало основой для новых проектов. Власть намерена поддерживать все подобные инициативы и проекты.

– Планируется ли перезаключение соглашений между администрацией области и российскими холдингами, владеющими предприятиями на территории региона: с «Базовым элементом», НГК «Славнефть», холдингом «Сибур – Русские шины»?

– Практика соглашений, несмотря на всю противоречивость, доказала свою полезность на конкретных примерах. Пять лет назад администрация области публично заключила соглашение с холдингом «Сибирский алюминий» (сегодня – «Базовый элемент») Олега Дерипаски. Мы договорились о поддержке холдинга в приобретении и развитии предприятий дизелестроения – «Автодизеля», ЯЗТА, ЯЗДА и ТМЗ. Сегодня можно сказать, что большинство пунктов соглашения выполнено: заводы продолжают работать и наращивать объемы производства, зарплата рабочим повышается, налоги выплачиваются.

Единственный пункт, который был не реализован, – вложение масштабных инвестиций в модернизацию предприятий. Я и тогда понимал, что сразу после заключения соглашения на ЯМЗ не посыплется «золотой дождь». Новый собственник провел реструктуризацию структуры предприятия, оптимизировал численность работников и использовал все внутренние резервы завода. В этом году уже объявлено о начале масштабных инвестиций в ОАО «Автодизель» – организация серийного производства двигателей DCi 11 по лицензии фирмы «Рено» (около 60 млн. евро) и создание серийного производства средних двигателей семейства ЯМЗ­530 (160 млн. евро). Конструкция новых моторов была разработана совместно со специалистами австрийской фирмы AVL.

Мы готовим новое соглашение между администрацией Ярославской области и холдингом «Базовый элемент», в котором будут прописаны обязательства сторон по реализации этих двух масштабных инвестиционных проектов. Кроме того, перед нами стоит задача выиграть неформальный конкурс регионов на право разместить новое литейное и коробочное производство, которое «Группа ГАЗ» намерена создать в ближайшее время для покрытия потребностей своих предприятий в качественном литье и коробках передач.

Сегодня выбор таков – разместить это производство в Нижнем Новгороде, на базе площадей Горьковского автозавода, или у нас, на базе Тутаевского моторного завода. Шанцев уже активно лоббирует свой регион. Чтобы победить в этом «конкурсе», владельцы ТМЗ должны согласиться на приемлемых условиях о включении предприятия в сферу деятельности ОАО «Группа ГАЗ». Тогда мы сможем привлечь в регион инвестиции в размере 400 – 700 млн. долларов в создание современного литейного и коробочного производства, обеспечить перспективу развития ТМЗ и других ярославских дизелестроительных предприятий, увеличить налогооблагаемую базу в регионе и создать новые рабочие места. Мы собрали рабочую группу, которая должна предложить возможные варианты вхождения ТМЗ в холдинг.

Депутаты областной Думы сейчас требуют, чтобы НГК «Славнефть» и ее предприятия в регионе платили больше налогов и решили застарелую экологическую проблему утилизации кислогудронных прудов НПЗ имени Менделеева. Компания готова обсуждать эти вопросы. При этом хочу отметить одно существенное обстоятельство – дочерние предприятия «Славнефти» сегодня производят на территории области продукции на 7 – 9 млрд. рублей, а уплачивают около 2,2 млрд. рублей налогов плюс выделяют деньги на социальные проекты.

Это результат работы соглашений между администрацией области и НГК «Славнефть». Если бы их не было, компания вполне могла платить налогов в два раза меньше. К слову, ОАО «Автодизель» производит продукции на 12 – 17 млрд. рублей в год, а платит около 1 млрд. рублей налогов. Мы считаем, что компания может вносить более существенный вклад в бюджеты области и города. Сегодня этот вопрос обсуждается с владельцами и руководством предприятия.

Что касается проблемы утилизации прудов с более чем 500 тысячами тонн кислых гудронов, могу сказать, что сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Нас, безусловно, не устраивали объемы утилизации этой экологической бомбы силами предприятия – около 15 тысяч тонн в год.

После прихода ОАО «Газпром» в состав акционеров НГК «Славнефть» я договорился с председателем совета директоров ОАО «Газпром», первым вице­премьером Правительства РФ Дмитрием Медведевым о том, что мы объявим международный тендер на утилизацию кислогудронных прудов. В мире существуют более выгодные и эффективные технологии, как не только ликвидировать пруды, но и получить экономический эффект. Мы рассчитываем, что найдем компании, которые решат эту проблему в течение нескольких лет.

Администрация Ярославской области готовит соглашение с холдингом «Сибур – Русские шины», в котором будет прописана программа развития ОАО «Ярославский шинный завод». Владельцы предприятия, которые связаны с ОАО «Газпром», намерены провести модернизацию производства шин и вложить в проект около 40 млн. долларов. Они хотят сохранить нишу предприятия на рынке и увеличить выпуск востребованных покрышек.

– Будут ли сделаны выводы из ухода концерна «Фольксваген» в Калужскую область и отказа администрации области участвовать в конкурсе на создание особой экономической зоны туристско­рекреационного типа?

– Максимальное использование инвестиционного потенциала региона и привлечение глобальных инвесторов в Ярославскую область – одна из ключевых задач моей команды на предстоящие годы. Безусловно, мы извлечем уроки из наших предыдущих попыток работы по привлечению новых крупных инвесторов. Мы заинтересованы в приходе глобальных компаний, которые смогут вслед за собой привести в область своих поставщиков и смежников.

Я не открою тайны для специалистов, но концерн «Фольксваген» не пришел к нам по двум причинам. Во-первых, отсутствие качественной автодороги до Москвы, особенно на участке во Владимирской области. Во-вторых, Правительство России сориентировало немецких инвесторов на то, чтобы они пришли в дотационный регион, экономика которого нуждается в быстром развитии. Поэтому, несмотря на все наши преимущества по сравнению с Калужской областью, мы не выиграли этот конкурс. Вопрос по реконструкции автодороги до Москвы решился только во время визита Президента России: в следующем году будет завершено строительство обхода узкого участка дороги по Владимирской области, новая магистраль будет выходить на окружную дорогу Переславля­Залесского.

Я считаю, что мы сегодня недостаточно активно работаем по привлечению иностранных инвесторов. У нас хороший инвестиционный потенциал, есть площадки для размещения производств, но мы слабо презентуем свои возможности на международных и российских форумах и выставках. Наш уровень представления региона устарел и нуждается в кардинальном изменении. Для этого, в частности, я считаю необходимым предусмотреть в бюджете области на 2007 год специальные расходы на организацию выставочной и презентационной деятельности. Мы должны показывать Ярославскую область на уровне Татарстана и Краснодарского края и участвовать во всех крупных инвестиционных форумах. Для этой работы надо привлечь новых современных специалистов.

Другое направление работы – активное участие администрации области во всех конкурсах, грантах, программах и проектах, которые реализуются в России и за рубежом. Мы должны готовить и подавать заявки на любой конкурс, который направлен на развитие экономики или инфраструктуры региона. Победить в конкурсе – отлично, принять участие на достойном уровне – хорошая школа для наших специалистов. В частности, администрация области планирует направить заявку на очередной конкурс среди регионов России на право создать у себя особую экономическую зону промышленно­производственного типа.

– Анатолий Иванович, в привлечении инвесторов одним из основных игроков является не только региональная власть, но и руководители городов и районов области. У местной власти могут быть собственные подходы к развитию своих территорий. У них может не хватить специалистов и способности для такой работы?

– Здесь кроется одна из основных проблем неэффективного использования нашего инвестиционного потенциала. У нас есть безусловные районы – лидеры по привлечению инвесторов. Глава Угличского района Элеонора Шереметьева сегодня реализует два проекта с участием иностранных инвесторов – строительство кабельного завода французской фирмы «Нексанс» и создание крупнейшего в России гольф­клуба. Успешный пример развития туризма демонстрирует Мышкин, куда уже приезжает в год около 80 тысяч туристов. Глава Тутаевского района Ян Андреев сейчас ведет переговоры о строительстве нескольких предприятий с участием иностранных инвесторов. Администрация области будет всемерно поддерживать таких инициативных руководителей.

Сейчас администрация области готовит инвестиционный рейтинг муниципальных районов и городов. Мы хотим показать всем, как наши руководители местного самоуправления работают по привлечению инвесторов и насколько эффективно используют потенциал своих территорий. Этот рейтинг будет роздан также депутатам областной Думы, чтобы они видели, когда просят выделить деньги тому или иному району, насколько успешно работает там местная власть.

В ближайшее время я намерен провести индивидуальные встречи со всеми главами городов и районов, чтобы определиться на ближайшие годы с планами развития территорий. Считаю, что мы должны существенно повысить требовательность со стороны администрации области к руководителям местного самоуправления. У нас нет времени на раздумья и ожидания.

– В нашей области есть уникальные возможности для развития туризма. Помимо древних городов это, например, естественные и рукотворные водные объекты – Рыбинское водохранилище, озера Плещеево и Неро. В какой мере сегодня мы используем их возможности?

– Эти уникальные водоемы сейчас, к сожалению, используются малоэффективно, причем земля на побережьях активно скупается впрок для перепродажи или строительства дач богатыми жителями столицы. В Москве и на автодороге уже стоят билборды, где написано: продаются земельные участки на реках Волга, Солоница, Которосль и т. д. Мы создали комиссию под руководством Ирины Скороходовой, которая проанализировала практику продажи земли в акваториях рек и озер. Выявлены многочисленные нарушения законодательства, часть сделок приостановлена, некоторые уже построенные объекты после решения суда могут быть снесены как незаконно установленные.

Мы должны разработать и реализовать целевые программы развития потенциала Плещеева озера, озера Неро, Рыбинского водохранилища. Следует привлечь крупных инвесторов для создания на побережьях современных баз и домов отдыха, инфраструктуры для активного отдыха и туризма. Причем все вопросы развития этих прибрежных территорий необходимо решать комплексно. Сегодня, к примеру, количество яхт в Рыбинском море достигло такого количества, что возникла серьезная проблема с заправкой их топливом. Надо строить заправку на воде, а это достаточно дорогостоящий объект. Я уже веду переговоры с НГК «Славнефть» и другими компаниями для реализации этого проекта.

Администрация области также планирует выкупать в первоочередном порядке земельные участки в живописных местах на территории области. У нас есть такое право по федеральному законодательству. Вряд ли нас одобрят потомки, если все уникальные природные места региона окажутся в частной собственности иногородних дачников, которые построят высокие заборы и будут наслаждаться красотами в одиночку. Наша цель – привлечь серьезных инвесторов для строительства на этих участках баз отдыха, пансионатов и санаториев, развития охотничьего и рыболовного туризма. Эти уникальные места должны радовать всех желающих, а также работать на экономику области.

– Нынешний состав областной Думы создает немало проблем для администрации области. Это не только неудобные вопросы для ваших заместителей, но и самостоятельные инициативы депутатов по предоставлению различных льгот, альтернативным проектам исполнительной власти. Вас устраивает такая практика?

– Вам может показаться странным, но для меня намного интереснее работать сегодня с депутатами областной Думы. В прежнем созыве, когда в региональном парламенте работали главы местного самоуправления, многие решения принимались автоматически. Это, с одной стороны, позволяло более оперативно принимать наши проекты, но, с другой, у нас не было критического взгляда на деятельность администрации области. Теперь все по­другому. В составе Думы есть немало оппонентов, которые порой очень жестко оценивают работу исполнительной власти. Есть сильные политики, которые способны получить поддержку депутатов и выступить с альтернативным видением решения той или иной проблемы.

Такое положение дел стимулирует нас на более тщательную и качественную работу по подготовке законопроектов, требует большей открытости администрации области. Моим заместителям часто приходится нелегко на заседаниях Думы и комиссий, но мы должны быть борцами, уметь не только предлагать, но и отстаивать свою точку зрения в споре с народными избранниками. Я не согласен со многими подходами лидера коммунистов Станислава Смирнова, поскольку его предложения в основном направлены на огромные бюджетные вложения, которых у нас попросту нет. Но тем не менее многие его идеи при наличии средств могли бы быть реализованы, поскольку они справедливы. Другое дело, что исполнительная власть живет в реальном мире, и мы не можем давать невыполнимые обязательства.

– Анатолий Иванович, какой вы хотели бы видеть Ярославскую область через 5 – 10 лет?

– Мы должны использовать все конкурентные преимущества нашей области – высокий интеллектуальный потенциал, квалифицированные кадры, благоприятный инвестиционный климат, природные условия и достижения в сфере культуры, чтобы Ярославская область смогла стать одним из ведущих и быстроразвивающихся регионов России. Ярославль в канун 1000­летия я хотел бы видеть современным европейским городом, с развитой транспортной инфраструктурой, новыми гостиницами и благоустроенными улицами, приветливыми людьми, объединенными общим настроением праздника и видением перспектив развития города. Мы должны сделать все, чтобы предстоящий юбилей стал настоящим общим праздником всех жителей Ярославля и области.

 

«Северный край» №199, 24 октября 2006г.

Губернатор Ярославской области